Дата публикации: 18 октября 2024
Опыт применения нового российского автопилота Итэлма
в ООО «МВС Агро»
Практика внедрения. В 2024 году российская группа компаний «Итэлма» запустила серийное производство систем автовождения для сельскохозяйственных машин, которые способны заменить ушедшую с российского рынка продукцию Trimble. Сельхозпредприятие ООО «МВС Агро», земли которого расположены в Московской области, стало одним из первых хозяйств, испытавших новые автопилоты. О работе оборудования журналу «Аграрная политика» рассказал руководитель сельскохозяйственного направления предприятия Петр Кузнецов. Об особенностях и преимуществах новых систем автовождения мы поговорили с Виталием Калягиным, генеральным директором ООО «ДИЭЙ Проджект. Столица», являющимся дилером компании «Итэлма».
Расположение:
Московская область, Каширский район


Климат умеренно континентальный.
Умеренно теплое лето со средней
температурой июля +17 °С. Умеренно холодные зимы со среднемесячной
температурой января –10 °С. Количество выпадающих осадков в год – 450-650 мм.
Место внедрения:

ООО «МВС Агро» имеет 3300 га земли. Пашня занимает 1750 га: 560 га отведено под рапс, 500 га – под озимую пшеницу, 335 га – под горох, 205 га – под сою и 155 га – под яровую пшеницу. Ведется работа по введению залежных земель в оборот.
Мнение Петра Кузнецова, руководителя сельскохозяйственного направления
ООО «МВС Агро» (Московская область, Каширский район)
—​ Почему вы решили оснастить сельхозтехнику автопилотами?

— Мы стремимся вооружаться современными технологиями, так как это дает нам скорость в работе, лучшее качество обработки и в итоге экономию.
Наш первый опыт цифровизации начался с установки системы навигации Trimble, но без подруливающего устройства. Позже мы приобрели два китайских автопилота, а год назад начали сотрудничать с российской компанией «Итэлма».

— Какая техника в хозяйстве сейчас оборудована автопилотами Итэлма?

— Первый опытный образец гидравлического автопилота Итэлма был установлен на трактор «Кировец» К-742, в нашем хозяйстве его тестировали и доводили до нужного результата. Это был первый опыт совмещения гидравлического автопилота с трактором «Кировец». Второй «Кировец» был оборудован уже электрической версией устройства, а сейчас нам установили в качестве опытного образца автопилот на комбайн «Полесье».

— Как работает эта техника?

— На комбайне мы пока автопилотом практически не пользовались, потому что у нас работают два таких комбайна, и чтобы полноценно использовать возможности системы, нужно устанавливать автопилоты на обе машины для их коммуницирования между собой. Вопрос с установкой второго автопилота мы пока не решили, думаем.
С гидравлической системой мы работаем уже год, с электрическим пилотом чуть поменьше. Тракторы, оснащенные автопилотами Итэлма, у нас задействованы в основном на почвоподготовке. Они работают в автоматическом режиме на дисковании, пахоте, культивации, а также на севе.
Сигнал мы получаем со спутника, что дает точность 10-15 см, этого вполне достаточно, чтобы поля обрабатывались как по линейке, обеспечивалась точность вхождения в поле, не было стыковых борозд и т. д. Сначала ты платишь за эту аппаратуру, а потом экономишь на работах. Механизаторам автопилот облегчает труд, повышается производительность, ловить кривые борозды сложно, а у нас все ровно и четко.

— Имеются ли отличия в работе гидравлической и электрической моделей автопилотов?

— По словам механизаторов, гидравлическая модель работает более точно и плавно, не заметна ее установка, так как нет электромотора на руле. При севе на коротких расстояниях с электрической версией отмечалось небольшое виляние, с гидравликой все проходит абсолютно четко.

— Были ли проблемы во время тестирования и работы техники?

— Автопилоты, установленные на «Кировцах», работают неплохо, были моменты, когда они подвисали, но специалисты из компании «Итэлма» откликаются быстро, поэтому нам с ними приятно работать, никаких вопросов не возникает ни в обслуживании, ни в техподдержке.
Сотрудничество компаний «Итэлма» и АО «Росагролизинг»
Приобрести российское навигационное оборудование Итэлма можно через Росагролизинг. Весной первый заместитель генерального директора АО «Росагролизинг» Александр Сучков посетил московский завод компании, где производятся автопилоты, и познакомился с работой автоматизированных роботизированных линий, технологическим процессом производства блоков управления электроникой, консолей управления, бортовых мониторов, сенсоров и датчиков для сельского хозяйства.
Александр Игоревич Сучков, первый заместитель генерального директора
АО «Росагролизинг»:

— Мы приятно удивлены и впечатлены масштабами и возможностями компании «Итэлма» закрывать потребности наших клиентов в таком технологичном сегменте как точное земледелие. Благодаря сотрудничеству с «Итэлма», мы сможем предложить нашим клиентам еще больше возможностей и перспектив при покупке оборудования, способного увеличить рентабельность производства и упростить хозяйственную деятельность.
Комментарий представителя компании «Итэлма»
Виталий Калягин, генеральный директор
ООО «ДИЭЙ Проджект. Столица»

+7 965-373-31-71
damelioration@mail.ru

— Автопилоты Итэлма совсем недавно появились на российском рынке, но уже заинтересовали сельхозпроизводителей. В чем секрет такого успеха?
— Автопилоты Итэлма вышли на рынок в первом квартале этого года и действительно уже завоевали популярность среди сельхозпроизводителей. Все дело в том, что до недавнего времени на российском рынке присутствовала американская компания Trimble – производитель одной из самых популярных в мире систем навигации, которая впоследствии ушла из России, но российская команда, входящая в нее, перешла в компанию «Итэлма». Была поставлена цель – создать систему не хуже американской, а по некоторым параметрам даже лучше.
Год ушел на разработку продукта, а в первом квартале текущего года компания вывела на рынок автопилот, который по своим характеристикам не уступает премиальному американскому продукту, являющемуся, на мой взгляд, «номером один» в мире.

— Автопилот Итэлма – не копия Trimble, отличия все-таки существуют?

— Автопилоты Итэлма в первую очередь отличаются простотой в использовании, потому что Trimble был вынужден приспосабливаться под все категории фермеров во всем мире, а у нас была возможность сконцентрироваться на российских аграриях и сделать для них интуитивно понятным весь интерфейс. Во-вторых, у Trimble система, позволяющая передавать данные с дисплея на дисплей и в облако, была не доработана и находилась в довольно сыром состоянии. Специалисты компании «Итэлма», зная, что эта функция очень востребована российскими сельхозпроизводителями, доработали ее, и, по сути, наша система получила более расширенный функционал по сравнению с Trimble. Она может переносить навигационные линии, заранее их спланировать, заранее задать информацию в систему и далее получать от нее результат фактически выполненной работы, то есть Итэлма – это не только навигация, но и хороший помощник в работе агронома.

— С какими спутниками может работать автопилот Итэлма?

— Сейчас все системы, и Итэлма в том числе, работают с различными спутниковыми группировками, их не так много – это российский ГЛОНАСС, американский GPS, китайский BeiDou, европейский Galileo и японский QZSS. Главное отличие между автопилотами Trimble и Итэлма заключается в том, что американская система работала со своими спутниками коррекции (с так называемыми стационарными спутниками) по платной подписке, причем если она давала точность 2,5 см, то была очень дорогой и исчислялась тысячами долларов. Итэлма получает точность 10-15 см практически при бесплатном сигнале, а в первый год использования, как и у Trimble, сигнал коррекции включен в стоимость системы, но и далее он будет обходиться в разы дешевле, чем у американского автопилота.

— Каким образом система Итэлма получает сигнал?

— Есть два способа получения сигнала, первый – со стационарного спутника, второй – с базовой станции, которая устанавливается в хозяйстве. Установка рассчитывается под покрытие, которое должно находиться в пределах 30-50 км в зависимости от рельефа. Причем система Итэлма может работать с любой базовой станцией, и если в хозяйстве уже имеется, например, станция Trimble, то наш автопилот сможет работать от нее, либо мы можем установить свою базовую станцию, позволяющую получать сигнал с точностью до 2,5 см. Такая универсальность позволяет хозяйствам в первую очередь сократить свои затраты и не приобретать дополнительно недешевое оборудование, а использовать уже имеющееся, это очень удобно и экономически выгодно.
— Какие разновидности автопилотов Итэлма предлагает ваша компания и на какую технику они могут устанавливаться?

— Мы предлагаем электрические и гидравлические модели. Гидравлические автопилоты работают точнее, техника быстрее выходит на линию. При монтаже такого автопилота устанавливается гидроблок, который управляет пилотированием трактора не с рулевой колонки, а через гидравлику, поэтому реакция техники лучше и выше точность. Электрические автопилоты – самые популярные, при их установке на рулевую колонку монтируется электромотор, а стандартный руль заменяется специальным, который имеется в комплекте оборудования. Такой принцип установки электрических автопилотов одинаков как у американских, так и у китайских моделей.

Оборудование может устанавливаться на любую технику, у нас есть опыт установки автопилотов на комбайны, отечественные тракторы Кировец и Ростсельмаш, а также на импортную технику, в том числе и на американские тракторы John Deere. В небольших хозяйствах, где используются менее энергонасыщенные машины, как например, в овощеводстве, наши автопилоты устанавливаются на самые распространенные тракторы МТЗ. Вся эта техника работает одинаково хорошо и точно.

— Почему автопилоты становятся популярными в нашей стране?

— Они обеспечивают точность проходов техники и выполнения технологических операций за счет того, что система позволяет заранее спланировать навигационные линии и механизатор не теряет время на их построение. У нас очень распространена ситуация, когда дорогостоящая техника, а сейчас даже отечественный трактор стоит порядка 17 млн рублей, а с посевным комплексом и 30 млн, доверяется механизатору (как правило, человеку без высшего образования), которого отправляют в поле и говорят: «Работай». Он приезжает в поле и начинает думать, как ему настраивать систему и прокладывать навигационные линии. Такого происходить не должно, участие механизатора в высококвалифицированном труде необходимо минимизировать, чтобы он, выезжая в поле, имел настроенный трактор с запланированными навигационными линиями. В этом случае ему остается нажать кнопку, запустить автопилот и начать работу, которая в основном будет сводиться к контролю орудия, например, отслеживанию работы сошников или механизмов сеялки, а также реагированию на возможные препятствия по ходу движения, все остальное будет делаться в автоматическом или полуавтоматическом режиме.

Кроме того, сейчас остро стоит проблема с кадрами на селе, а наличие у техники автопилота делает работу механизатора привлекательной для молодежи, потому что такая автоматизация сильно облегчает труд, механизатору уже не нужно ежесекундно следить за траекторией движения, а нужно только отслеживать работу самого орудия и т. д., и, наконец, человек меньше устает. Многие механизаторы, пересаживаясь на технику с автопилотом, говорят, что только работая на ней, за долгое время наконец чувствуют себя людьми.

— Как организовано сервисное обслуживание автопилотов Итэлма?

— Компания «Итэлма» имеет собственный штат сервисных инженеров, а также широкую дилерскую сеть, специалисты которой постоянно проходят специальное обучение и сертификацию. Все они способны быстро и в срок обслуживать системы, установленные в хозяйствах. Дилерские центры имеются во всех регионах и чаще всего даже не по одному, в отличие, например, от китайских производителей, которые строят дилерскую сеть иначе. Итэлма придерживается дилерской политики и отвечает за качество и поддержку сервисной службы, это одно из принципиальных отличий компании.
— Можно ли сравнить стоимость автопилотов Итэлма с китайскими аналогами, сейчас, наверное, именно они являются вашими основными конкурентами?

— Конкурировать в ценах с китайскими системами тяжело, поскольку производство в Китае идет с большим государственным субсидированием, поэтому стоимость автопилотов Итэлма будет немного выше. Но тем не менее Итэлма – конкурентноспособный продукт, доплачивая немного больше, чем за китайский аналог, пользователь получает более широкий функционал, отечественное программное обеспечение, дружелюбный интерфейс, лучшую поддержку сервисных инженеров, более широкую дилерскую сеть, то есть избавляется от многих проблем. Повторюсь, что на селе существует серьезная проблема с кадрами, и будет совсем не лишним иметь сервисную поддержку, инженеры которой могут приехать и обслужить систему. Итэлма – одна из немногих компаний, которые в случае каких-то нестандартных ситуаций добиваются нужного результата несмотря ни на что, даже если понадобится несколько выездов к клиенту. Инженеры и разработчики, имеющиеся в компании, гарантируют, что техника в любом случае заработает и деньги не будут потрачены зря. Разработчики Итэлма находятся на территории России, быстро реагируют на запросы сельхозпроизводителей и развивают функционал, который им необходим.

— Может ли установленная в системе программа дорабатываться под запросы конкретного сельхозпроизводителя?

— На текущий момент на автопилотах Итэлма программное обеспечение устанавливается серийно. Но компания расширяет свое присутствие на рынке достаточно активно, и в случае запроса от крупных холдингов необходимого для них функционала, которого сейчас в системе нет, Итэлма может реализовать запрос достаточно быстро по техническому заданию заказчика. Такие запросы поступали и в компанию Trimble, но так как разработчик находился не на территории России, эти вопросы рассматривались достаточно долго, сейчас система стала более гибкой.
ВЫВОДЫ ПО ИТОГАМ ВНЕДРЕНИЯ
Решаемая задача
Специалисты ООО «МВС Агро» постоянно работают над качеством операций и точностью применения техники в растениеводстве. Несколько лет назад в хозяйстве стали использовать в работе навигаторы Trimble, затем установили на ряд тракторов китайские автопилоты. Для обеспечения бесперебойной работы оборудования в условиях постоянно вводящихся санкций было принято решение установить на «Кировцы» новые отечественные автопилоты «Итэлма», имеющие санкционно-стойкие компоненты и российское программное обеспечение.

Достигнутый экономико-технологический эффект
✓ В ООО «МВС Агро» отметили точность траектории техники: 10-15 см. Этого вполне достаточно, чтобы поля обрабатывались как по линейке, обеспечивалась точность вхождения в поле, не было стыковых борозд.​
✓ Механизаторам сельхозпредприятия автопилоты облегчили труд, повысили производительность. Специалисты из компании «Итэлма» быстро откликались на просьбы, обеспечив хороший технический сервис.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ >>