Например, 25-тонные бункеры могут быть габаритными или негабаритными. Габаритные модели шириной 2,5 м предназначены для транспортировки по дорогам общего пользования, а бункеры с негабаритными размерами более удобны для работы в полевых условиях, но имеют ограничения по перемещению по дорогам общего пользования. Агрохозяйства могут выбрать модификации техники, обладающие определенными опциями для выполнения различных задач. Например, если требуется взвешивание зерна или удобрений, которые перевозит бункер-перегрузчик, то на нем устанавливается весовая система. При необходимости онлайн-передачи этих данных устанавливается система, позволяющая передавать их в режиме реального времени. Если бункер планируется задействовать на загрузке посевных комплексов, то добавляется самозагрузочный шнек, который обеспечивает приемку семян с автомашины без дополнительного оборудования. Бункер можно снабдить нашей запатентованной системой из двух секций с самозагрузкой, которая обеспечит раздельную подачу в посевной агрегат семян и удобрений. Другие опции решают различные задачи и определяют большое количество машин в линейке нашей продукции.
— Какие основные задачи сельхозпредприятий решают бункеры-перегрузчики?
— Логистика в сельском хозяйстве имеет ключевое значение, которое, к сожалению, недооценено. Перевозятся огромные массы зерна во время уборки, для полей необходимо большое количество удобрений, к сеялкам доставляется посевной материал и т. д. В процессе теряется большой ресурс работы техники и людей. Например, при традиционной системе уборки комбайны работают с эффективностью 60-70% от возможного, а автотранспорт с эффективностью 30-50%. А иногда потери эффективности использования техники составляют до 70%. В основном это происходит из-за простоев при несинхронизированной работе разных типов машин. У комбайна, работающего в поле, свой цикл и логика работы, а автотранспорт работает на плече «поле – зерносклад». И когда мы внедряем технологию трехзвенной уборки, которую считаем ключевой, то с ее помощью добиваемся колоссальных результатов эффективности и исключаем простои техники. Данная агротехнология предполагает включение в цепочку из двух звеньев – комбайна и автомашины – третьего звена – бункера-перегрузчика, работающего в паре с трактором. Он является буферной зоной для приема зерна из комбайна, который выгружается на ходу, что исключает потерю времени на остановку для разгрузки. Кроме того, бункер-перегрузчик ликвидирует рассинхронизированность работы комбайнов и автотранспорта. Бункер накапливает товарную массу зерна, необходимую для единовременной загрузки автомашины, и она не теряет на поле время, ожидая пока ее загрузят поочередно несколько комбайнов, что может занимать 1-1,5 часа. Бункер-перегрузчик всю необходимую массу зерна перегружает в автомашину буквально за считанные минуты.
В результате применения трехзвенной уборки, комбайн, который при классической технологии убирал в день по 30 га, сможет убирать 40-50 га, т. е. простой комбайна превращается в убранные гектары. Если автомашина в день перевозила 150 тонн, то за счет изменения технологии сможет перевозить 400-500 тонн. Таким образом можно увеличить нагрузку работы автотранспорта в пиковый период в несколько раз.
Технология трехзвенной уборки позволяет производить тот же объем работ меньшим количеством техники, в которой сельхозпредприятия испытывают большой дефицит. И эта проблема дефицита в ближайшие годы кардинально не изменится из-за санкционных последствий, а, наоборот, будет только усугубляться. Нехватка техники приводит к растягиванию уборки и прямым потерям сельхозпредприятия на осыпание зерна, которые могут доходить до 20%, а также потерям на качестве зерна, которое определяет его цену. Эти два фактора имеют определяющее значение для фиксации выручки и прибыли, и исправляя ситуацию внедрением трехзвенной технологии уборки, мы можем коренным образом улучшить экономические показатели сельхозпредприятия.
Стоит отметить еще одну проблему российских сельхозпредприятий – дефицит и неудовлетворительное качество зернохранилищ. Наша компания в течение 20 лет продвигает технологию хранения зерна в пластиковых рукавах, где также не обойтись без бункеров-перегрузчиков. Эта технология на сегодняшний день набирает популярность в России, так как позволяет создавать безразмерное хранилище зерна.
— Как быстро окупаются затраты на приобретение бункера-перегрузчика?
— Окупить бункер-перегрузчик Лилиани можно за один сезон, особенно если учесть, что в его окупаемость входит не только повышение эффективности использования техники на уборке, но и на весеннем севе. Бункер-перегрузчик увеличивает эффективность работы посевной техники на 30-40%, то есть объем работ, выполняемый тремя посевными агрегатами, можно будет выполнить двумя, а это огромный эффект экономии инвестиций. Кроме того, за счет высвобождения механизаторов, можно организовать круглосуточный сев без увеличения персонала, перераспределив усилия за счет новой агротехнологии. В этом случае прирост эффективности будет уже не 30-40%, а в три раза. И в дополнение решается проблема с персоналом, которого сейчас так не хватает в селе.
Бункер-перегрузчик можно использовать и при внесении удобрений, что ускоряет этот процесс на 50-60%, соответственно, сокращает инвестиции и операционные затраты, так как для выполнения одной и той же задачи потребуется меньше техники и персонала. Бункер-перегрузчик, принимая участие в разных операциях, многократно окупает себя за сезон.
— Как в вашей компании поставлено производство бункеров-перегрузчиков, всегда ли имеются в наличии все модели или они выполняются под конкретного заказчика?
— Рынок сельхозтехники отличается сезонностью, поэтому в момент временного спада рынка мы производим определенный объем техники, которая традиционно пользуется спросом. Все, что находится вне нашего влияния по прогнозированию спроса, мы производим после того, как получаем подтверждение заказа. Сейчас мы решаем сложную технологическую задачу по созданию системы компонентного производства и находимся в стадии создания «Лего-склада» с готовыми компонентами, из которых при формировании того или иного заказа будет быстро создаваться нужная модель бункера-перегрузчика. В этом случае мы сможем получить очень гибкое управление отгрузками без необходимости собирать полноценные готовые бункеры с определенной комплектацией, она будет формироваться после подписания договора на поставку определенной модели. Сборка любой модели будет занимать столько же времени, как и отгрузка готовой продукции со склада, а производство будет пополнять компоненты, которые были забронированы на определенные модели, на складе. Эту работу, включающую, с одной стороны, полное обеспечение материальной части, а с другой стороны, связывающую все логистические составляющие IT-сферы, мы планируем завершить к концу 2024 года.