Дата публикации: 17 августа 2022
Российское сельхозмашиностроение
в новых условиях: как санкции повлияли на рынок агротехники

Перестройка логистических цепочек и необходимость поиска новых поставщиков комплектующих негативно отразились на российском рынке сельхозтехники. Спустя несколько месяцев с момента введения санкций в отношении РФ уже можно сделать первые выводы о том, насколько российские производители оказались готовы к такой ситуации. Мы побеседовали с представителями отрасли и узнали, какие пути решения проблем найдены, а также обсудили перспективы модернизации и обновления парка агротехники.
Денис Максимкин, заместитель директора ассоциации «Росспецмаш».

— Насколько отечественные предприятия сельхозмашиностроения готовы удовлетворить спрос аграриев?

— За четыре месяца с начала 2022 года производство сельхозтехники в РФ выросло на 10% и составило 86 млрд руб. Это рекордный показатель четырех месяцев за всю постсоветскую историю. Рекордные показатели производства были получены и по итогам 2021 года, когда мы произвели техники на 218 млрд руб.

Основным механизмом поддержки производства и обновления парка сельскохозяйственной техники в Российской Федерации является предоставление субсидий производителям сельскохозяйственной техники в рамках реализации постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. № 1432.

В 2022 году запланировано увеличение объёма производства и реализации тракторов для сельского хозяйства. Так, в январе-­марте текущего года российские производители поставили на внутренний рынок 1177 тракторов, что на 6% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

— Существенную часть техпарка аграриев составляет импортная техника. Как будет решаться вопрос с запчастями? Реально ли осуществить замену импортных машин на отечественные, учитывая их немалую стоимость?

— К сожалению, те аграрии, кто закупал импортную технику, теперь испытывают трудности, потому что на сегодняшний день существуют проблемы с поставками запчастей. Переориентироваться на производство деталей для зарубежных сельхозмашин непросто, ведь у каждого производителя они уникальные. Чтобы наладить их выпуск, нужно формировать новую технологию. Пока у производителей сельхозтехники нет понимания, какие детали потребуются хозяйствам для осуществления сервисного обслуживания, список и потребность в конкретных деталях пока не сформированы. Вопрос этот, конечно, постепенно будет решаться, по мере формирования потребностей. Но наилучшее решение — переход на российскую сельхозтехнику, это связано с наличием мер государственной поддержки, доступностью запасных частей, качеством и сроками сервисного обслуживания.

Действительно, отдельные виды отечественной техники подорожали на 15–20%, так как выросли цены на металл. Рост начался еще в 2021 году, в 1,5–3 раза, в 2022 году он продолжился. Сначала цены выросли на 10% в январе, потом еще на 15% в феврале-­марте. Российские производители были вынуждены среагировать на это, потому что не могли продавать продукцию ниже себестоимости.

При этом стоит помнить, что российская техника реализуется по программе №1432, по которой предоставляется скидка в размере 10–15%. Цены на технику контролируются в рамках реализации программы.
— Тем не менее аграрии жалуются, что вынуждены отложить запланированные покупки, так как цены выросли выше их возможностей.

— Да, это так, из-за роста цен на металл российские производители не смогли продавать свою технику по ценам, которые они декларировали на 2022 год. Соответственно, техника теперь не подпадает под программу, и скидка на нее перестала распространяться.

— Насколько российское производство сельхозмашин сегодня зависит от импортных поставок узлов и комплектующих?

— В среднем доля российских комплектующих в отечественной сельхозтехнике составляет около 80%. Есть некоторые модели, в частности, продукция Петербургского тракторного завода, где более 90% приходится на российские компоненты.

Ситуация с поставками импортных комплектующих для сельхозтехники сейчас сложная, но не критичная. Российские производители ищут выходы из этой ситуации. Во-первых, рассматривают возможности и начинают производить какие-то компоненты на своих производственных мощностях, размещают заказы у сторонних российских производителей. Во-вторых, находят комплектующие в Китае, Индии, Турции, других странах.

Я думаю, что осенью эти проблемы будут решены. Нам, конечно, было бы более интересно, чтобы комплектующие, которые мы покупаем за рубежом, начали производиться в России. Пока происходит переориентация с западноевропейских и американских поставщиков на компании из Юго-­Восточной Азии. А хотелось бы, чтобы переориентация происходила на российских производителей. Для этого мы предлагаем правительству рассмотреть возможность предоставления субсидий в виде грантов производителям комплектующих сельхозтехники для развития производства с объемом финансирования не менее 10 млрд руб­лей ежегодно в 2022–2026 годах. В том числе и электроники.

Например, в продукции, выпускаемой компанией Ростсельмаш, более 50% российской электроники и отечественного ПО. В планах предприятия увеличить эту долю до 80% в ближайшие несколько лет.
— В последние годы в российском АПК активно внедрялись технологии точного земледелия. В какой степени этот процесс зависит от импорта сельхозтехники? Есть ли у отечественных производителей собственные разработки в этом направлении?

— Безусловно, есть собственные разработки, которые не уступают лучшим мировым продуктам. Так, в 2023 году все комбайны Ростсельмаш будут комплектоваться системой Агротроник (собственная разработка компании, которая уже давно пошла в серийное производство). На крупнейшей международной выставке Agritechnica в 2019 году система ночного видения RSM Night Vision, созданная инженерами Ростсельмаш, получила серебряную медаль. Если зарубежные аналоги позволяли видеть препятствия на расстоянии до 50 м, то российская разработка увеличивает дистанцию до 1,5 км. Это существенно повышает производительность в ночное время.

В 2021 году компания Ростсельмаш получила еще одну серебряную медаль конкурса инноваций выставки Agritechnica за систему «Ассистент внимания» РСМ Ок АйДи. Это уникальная система распознавания усталости и сонливости механизатора агромашины.

Призеры выставки Agritechnica являются ориентиром для всего мирового машиностроения. Это говорит о том, что российское сельхозмашиностроение находится на очень высоком уровне развития.

— Как вы считаете, какое время потребуется для того, чтобы в нашем АПК преобладала техника отечественного производства?

— В России действует стратегия развития сельхозмашиностроения до 2030 года. Согласно документу уже в 2022 году доля отечественной сельхозтехники на внутреннем рынке должна составлять 80%. В текущей ситуации этот показатель составляет около 60% (по данным за четыре месяца 2022 года). Мы делаем все возможное для того, чтобы достичь целевого показателя. Хорошим подспорьем стало бы принятие руководством страны решения о предоставлении субсидии по постановлению №1432 в соответствии с фактической потребностью. У нас есть поручение президента РФ, согласно которому на финансирование программы № 1432 должно выделяться не менее 8 млрд руб. ежегодно в течение 5 лет. Однако мы предлагаем дополнительно к этому поручению рассмотреть возможность предоставлять субсидии в соответствии с фактической потребностью производителей в 2022–2030 годах. Это ускорило бы обновление парка и способствовало развитию сельхозмашиностроения России.

— Однако отдельные сегменты техники не выпускаются в России, например, самоходные свеклоуборочные машины. Возможно ли наладить их производство в России?

— Рынок самоходной свеклоуборочной техники в России небольшой, он ниже точки безубыточности производства этих машин. Чтобы производство было рентабельным и развивалось, необходим спрос на уровне 300–350 машин в год, а такого никогда не будет. Они не нужны нашему рынку в таком количестве. Чтобы организовать такое производство в России, его необходимо субсидировать и гарантировать минимальный уровень платежеспособного спроса.
Пермская
технология заготовки сенажа в линию
справка
Краснокамский РМЗ — металлообрабатывающее и машиностроительное предприятие, расположенное в Пермском крае.
В спектр производимой продукции входят сельхозтехника под брендом KRMZ Innovation (пресс-подборщики, скоростные упаковщики, резчики рулонов), складское оборудование STL (уравнительные платформы, герметизаторы проема), автоприцепы для легковых автомобилей (торговая марка «Экспедиция»), навесное оборудование для тракторов FRONTLIFT (фронтальные погрузчики).
Дмитрий Теплов, директор Краснокамского РМЗ.

— Насколько сложной оказалась для Краснокамского РМЗ ситуация с поставками комплектующих из-за рубежа в результате санкций?

— Санкции, влияющие на поставку компонентов для нашей сельскохозяйственной техники, были объявлены в марте, когда запас запчастей для производства оборудования на текущий сезон был уже сформирован. В этом году сборка и отгрузка идут по плану. Разные виды техники KRMZ Innovation отличаются по доле зарубежных комплектующих.

В пресс-подборщиках их до 30%, а в резчиках и скоростных упаковщиках рулонов — всего около 10%.

Мы начали поиск российских поставщиков компонентов еще до объявления санкций, потому что качество европейской продукции нас не всегда устраивало. Раньше мы использовали итальянские гидравлические системы, некоторые другие элементы, включая высокопрочную сталь для производства рабочих органов погрузчика, из Германии и других европейских стран.

Сегодня высокопрочную сталь мы закупаем у российских металлургов, поставки гидравлики тоже локализованы — работаем с поставщиком из Свердловской области. Шины для резчиков рулонов, которые мы тоже раньше закупали за рубежом, теперь заказываем у российского производителя — в России запустили производство шин нужного диаметра и качества.

— Столкнулись ли вы со сложностями в логистике (смена поставщиков материалов, оборудования, задержка поставок)? Как быстро удалось их преодолеть?

— Перерыв с поставкой зарубежных комплектующих длился примерно полтора месяца. Теперь большинство проблем решено, построены новые логистические цепочки, а там, где это невозможно, мы тестируем компоненты азиатских поставщиков.

Остается проблема с поставкой гидроцилиндров. Раньше сельхозмашиностроители в основном покупали их в странах Балтии, либо на российских производствах, которые использовали европейские комплектующие. Проблема может быть решена за счет запуска производства этих компонентов (хромированных штоков и гильз) в России.
— Изменился ли спрос на продукцию со стороны сельхозпроизводителей, или пока еще рано делать выводы о росте темпов замещения импортной техники российской?

— В марте-апреле из-за общей неопределенности многие аграрии отложили покупку новой техники, спрос упал. Но сейчас, выбирая между российскими и иностранными машинами, фермеры чаще решают приобретать именно отечественное оборудование.

То есть они понимают общий экономический контекст: невозможность поставки деталей для импортной техники в случае поломок, срочного ремонта.
Наши поставки сохраняются сегодня на уровне прошлого года, я думаю, как и у большинства российских сельхозмашиностроителей.

— Каковы планы предприятия по выпуску продукции и новинкам на ближайшие два-три года?

— Мы планируем расширять число модификаций в действующей линейке кормозаготовительных машин, а также адаптировать навесной фронтальный погрузчик к новым видам тракторов.
Кроме того, из-за ограничения поставок на российский рынок зарубежной техники было принято решение расширять нашу кормозаготовительную линейку KRMZ Innovation, разрабатывать и производить новые виды оборудования.
Лариса Никитина
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ >>