Почему переход на гусеничный и полугусеничный ход — это выгодно?
В Европе гусеничные системы для сельскохозяйственной техники развиваются стремительными темпами. Все больше хозяйств переводят свои трактора и комбайны на гусеницы, закупая сразу несколько комплектов. Преимущества перехода на полугусеничные системы не всегда очевидны с первого взгляда, однако это не мешает популярности данной технологии. Мы побеседовали со специалистом, не понаслышке знакомым с полугусеничными системами. На вопросы о преимуществах технологии рассказал представитель одного из европейских лидеров отрасли, итальянского завода-производителя гусеничных систем в России — Sabatino S. R.L. — Артем Хватов.
Флагман модельного ряда Sabatino для комбайнов — гусеничная система EvolutionTrack 2.0 для машин от 260 л. с.
— Артем, приятно видеть, что в России находятся люди, которые занимаются развитием и продвижением таких сложных и неочевидных для современного сельского хозяйства решений. Как давно вы занимаетесь реализацией гусеничных систем и насколько востребована данная продукция?
— На самом деле, сегодня в России данная технология уже не является настолько «экзотичной». С каждым годом рынок гусеничного хода увеличивается, все больше аграриев узнают о возможности переоборудования своей техники на гусеницы, о преимуществах, которые предоставляет это решение, и осознают, что выбор в пользу полугусеничного хода (ПГХ) является вполне обоснованным и оправданным.
— Интересно, но на первый взгляд кажется, что технология не столь популярна. Все-таки пока гусеницы встречаются у аграриев не так часто. Вы говорите, что рынок растет, а о каких конкретно цифрах идет речь? Сколько систем ежегодно поставляется в страну? Если, конечно, эта информация не является коммерческой тайной.
— По своему опыту могу сказать, что чем крупнее хозяйство, тем выше вероятность встретить технику, переоборудованную на полугусеничный ход. Если говорить о рынке систем, то не совсем корректно оценивать объем продаж только отдельных частей, ведь сегодня представлена техника с завода, оснащенная гусеничным ходом, так называемый ОЕМ. В основном это тяжелые шарнирно-сочлененные тракторы 9-х модельных версий и самые мощные комбайны, в том числе отечественных брендов. С учетом этих поставок количество продаваемых гусеничных систем ежегодно составляет не менее восьми десятков единиц. В большинстве своем это гусеницы, конечно, для комбайнов.
— Почему гусеницы для комбайнов более популярны, чем для тракторов, и какие все-таки преимущества предоставляет эта технология для различных видов техники?
— Это очень обширная тема, о которой можно говорить и даже спорить несколько часов. Если вкратце, то вызовы, с которыми сталкивается зерноуборочная техника, более понятны и очевидны. Связаны они с двумя основными проблемными зонами: проходимость и избыточное уплотнение верхнего слоя почвы, что наносит ущерб плодородию. Обе проблемы одинаково актуальны и приоритетны. С проходимостью все очевидно: осенняя погода во время уборочной кампании очень переменчива, велик риск выпадения осадков сверх нормы, проще говоря — изобилие ливней. И если это случится, комбайны просто физически не смогут выйти на уборку в поле, а если и выйдут, то рискуют застрять в грунте. Здесь на помощь и приходит полугусеничный ход, обладающей абсолютной универсальностью. Одну и ту же гусеницу возможно установить на любой комбайн и с 8-ю, и с 10-ю шпильками на ступице, используя специальные переходники. Занимает это всего пару часов.
Вторым аспектом проблематики, как я уже сказал, является влияние на почву, а именно систематическое разрушение колесами верхнего плодородного слоя почвы. Техника весит много, и колеса не могут обеспечить должную площадь контакта для компенсации отрицательного влияния веса на грунт. В Европе, кстати, эта проблема стоит на первом месте. Земельные ресурсы ограничены, и бережное отношение к почве является приоритетной задачей. Наши аграрии пока ощущают это не так явно.
— Спасибо за подробный ответ, однако, насколько нам известно, гусеницы для комбайна — это недешевое удовольствие. Как вы боретесь с данным возражением?
— Мы доносим для людей реальную финансовую выгоду от использования ПГХ. При переходе на гусеничный ход в горизонте 4–6 лет урожайность возрастает на 7–15%. Что же касается увеличения проходимости, то здесь математика проста и очевидна. Если у хозяйства, к примеру, 2000 гектаров посевных площадей, а из-за непогоды не удастся убрать хотя бы 10% этой площади, то потери составят минимум 2–3 миллиона рублей, что в целом является большей частью стоимости гусеничного хода. На основе таких расчетов мы можем утверждать, что переход на полугусеничный ход окупится уже на второй сезон.