Дата публикации: 18 октября 2024
Росагролизинг поддерживает
стратегические российские инновации

Компания «Росагролизинг» в 2024 году планирует открыть свои филиалы в 10 регионах России. Территориальные подразделения уже начали работу в Санкт-Петербурге, Курске, Казани, Саратове, Ставрополе, Тюмени, Владивостоке. В перспективе ожидается открытие в Мариуполе. В интервью журналу «Аграрная политика» генеральный директор АО «Росагролизинг» Павел Николаевич Косов рассказал о причинах создания филиальной сети, показателях работы компании за первое полугодие и важных инициативах организации по поддержке отечественных инноваций.
— Павел Николаевич, Росагролизинг делает акцент в своей работе на цифровизацию рабочих процессов и роботизацию лизинговых сделок, зачем компании региональные офисы?

— Мы активно начинаем развивать коммерческое направление деятельности – коммерческий лизинг для предприятий из разных отраслей экономики, не только аграрного сектора. Через филиалы мы становимся ближе к клиенту, человеческое общение позволяет налаживать новые контакты, хотя мы действительно ярые сторонники цифровизации. Поэтому совет директоров компании решил, что KPI у филиалов будет не только на работу с аграриями, это у нас сейчас все происходит из центрального офиса, основной KPI будет – коммерческий бизнес.

— Расскажите подробнее о развитии коммерческого лизинга.

— Мы планируем охватить коммерческим лизингом все цепочки экономики – от производства до логистики. Обращаем внимание на такие направления, как строительство дорог, недвижимости, инфраструктуры. Только за первое полугодие компания заключила сделки на условиях коммерческого лизинга почти на 18 млрд рублей. Например, поставки пассажирского транспорта – это одна из тех ниш, которая обладает хорошим потенциалом. Отмечу, что, не сокращая объемов поддержки российского агропромышленного комплекса, мы профинансировали поставку пассажирских автобусов для одного из крупных российских перевозчиков общей стоимостью более 500 миллионов рублей.

Совокупный объем инвестиций Росагролизинга в рыбную промышленность за последние несколько лет составил почти 9 млрд рублей. Накопленные за последние годы компетенции в этом сегменте позволили реализовать ряд крупных инфраструктурных проектов в Приморском крае. Росагролизинг профинансировал строительство производственно-складского комплекса для оказания услуг приемки, хранения, перегрузки рыбных консервов, были построены три высокотехнологичных завода по переработке минтая и других видов рыб, открыто новое предприятие по производству рыбной продукции глубокой переработки.
Сегодня лизинг вошел практически во все сегменты экономики и набирает спрос у клиентов. Для многих представителей бизнеса он становится приоритетной формой привлечения финансирования. Это стало возможным благодаря снижению налоговой базы, ускоренной амортизации, что в итоге приводит к более быстрой окупаемости предмета лизинга.

— Каковы показатели поставок техники и оборудования в главной для компании аграрной отрасли?

— Росагролизинг на 28% увеличил поставки техники аграриям за первое полугодие 2024 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Компания профинансировала поставку 9,5 тыс. единиц сельхозтехники и оборудования. Наиболее положительная динамика зафиксирована в отгрузках комбайнов – 3,6 тысяч единиц, что на 42% больше, чем в 2022-2023 годах. Общий объем инвестиций Росагролизинга в российскую экономику за 6 месяцев составил 58,9 млрд рублей. В сравнении с первым полугодием 2023 года рост составил 34%. Отмечу, что рост стал возможным, в том числе благодаря развитию коммерческого лизинга.

— Павел Николаевич, расскажите, как Росагролизинг работает в направлении поставок беспилотников для АПК.

— В прошлом году мы включили БПЛА в реестр техники, доступной по программам льготного лизинга. Первые сделки проходили очень тяжело, при том, что у нас средний срок согласования сделки с Минсельхозом составляет сутки. Первые сделки мы согласовывали долго, потому что предоставляли документы, подтверждающие целевое назначение – сертификат полетной годности; доказывали, что действительно у хозяйства есть компетенция для использования беспилотных средств; показывали, что регион входит в число пилотных, где можно использовать БПЛА в текущих условиях; сравнивали беспилотники различных производителей. Это был первый этап для того, чтобы впоследствии раскрутить маховик и уже следующие сделки с беспилотниками совершать в конвейерном режиме, как мы это делаем с другими серийно производимыми машинами и агрегатами.

Понимая перспективность направления беспилотников, три года назад мы разработали продукт, таргетированный на инновационные технологические решения. Но, видимо, тогда это было рано. Не было ни спроса, ни предложения. Рынок не был насыщен такой номенклатурой. Сейчас ситуация поменялась. На сегодняшний день мы наблюдаем и увеличение спроса, увеличение предложений, мы видим, что количество поставщиков беспилотников на нашем рынке растет.
Отмечу, что сегодня агродроны можно купить через Росагролизинг с минимальными финансовыми барьерами для внедрения этих перспективных технологий в технологические процессы сельхозпредприятий.
— Какие результаты были достигнуты с того момента, как беспилотники включили в номенклатуру льготного лизинга?

— В результате за достаточно непродолжительный период сумма сделок по поставке 13 агродронов составила 49,3 млн руб. Первые дроны улетели в Новосибирскую область и решали уже в текущем сезоне вопросы, связанные с опрыскиванием культур.
Более того, в этом году мы организовали впервые соревнования среди операторов агродронов в рамках Чемпионата по пахоте в Саратовской области, понимая, что эта ниша, которая требует популяризации.

— Есть ли специальные акции на приобретение БПЛА?

— Каждый год мы проводим порядка пяти акций для аграриев. Традиционно мы не делаем исключение для номенклатуры сельскохозяйственной техники, исключение не распространяется в том числе на беспилотники, поэтому, как только в продуктовой линейке компании появятся еще акции и спецпредложения, соответственно, они будут распространяться и на беспилотники.
Но сегодня самое главное акционное предложение, распространяющееся на БПЛА, это именно возможность приобретения их на условиях льготного лизинга. Таких предложений на рынке на сегодняшний день не делает никто, и уже только поэтому стоит обратить внимание на приобретение такой техники, не откладывая, не формируя отложенный спрос.
Мы все видим, как эволюционируют программы государственной поддержки, как многие из них подвержены колебаниям ключевой ставки Центрального Банка. Поэтому то, что Росагролизинг сегодня имеет возможность предложить – это действительно беспрецедентное предложение на рынке.

— Как, на Ваш взгляд, можно ускорить развитие рынка беспилотников?

— Есть базовые законы рынка. Чтобы технология развивалась – она должна быть доступной. Чтобы быть доступной – она должна стать сильней. Аграрии должны иметь возможность выбрать на рынке во всем многообразии доступные по цене, соответствующие техническим критериям, беспилотные авиасредства.
Беспилотная сфера в АПК, можно сказать, только зарождается. И в этом плане не должно быть административных барьеров. А мы видим, что на сегодняшний день они есть. Отсутствует понимание регламента поставок и эксплуатации БПЛА массой более 30 кг для его легального использования. Например, беспилотное воздушное судно должно иметь сертификат летной годности, но не конкретизирован порядок его получения, отсутствуют сертификационные центры. Пилот должен иметь сертификат об обучении, но пока ни одно учебное заведение не аккредитовано. Движение в этом направлении активно началось, и мы с нетерпением ждем положительных изменений.
— Еще одно направление, которое развивает Росагролизинг – это поставки техники на газомоторном топливе. Расскажите об этом подробнее.

— Вам может показаться, что это направление уже не инновация. Отчасти соглашусь, потому что газомоторная техника широко используется в сферах общественного транспорта, легковых и грузовых автомобилей. Но для агропромышленного комплекса это все-таки новое, зарождающееся направление, которое требует интенсификации усилий всех участников процесса.
В АПК техника на газомоторном топливе актуальна в большей степени не из-за экологического вопроса, хотя именно экология была тем самым драйвером ее появления. Мы часто слышим о преимуществах газа. Так, при использовании газового топлива выбросы парниковых газов в 1,7 раза меньше, чем у дизельного топлива, и вдвое меньше, чем у бензина. Но это всего лишь одна сторона вопроса. Все-таки ключевой фактор заключается в том, что газомоторное топливо может помочь снизить риски от сезонных колебаний цен на ГСМ. Мы с вами помним опыт прошлого года, когда мы банально не могли заправиться дизелем на газозаправочных станциях. Более того, те, кто мог заправиться и выстоять в очереди, найти источник заправки, помнят, сколько это стоило. Для нивелирования рисков и урегулирования таких кейсов эффективна повестка внедрения техники, работающей на альтернативном, газомоторном топливе. Таким образом, это не только модная экологическая тема, но и действительно работающий инструмент нивелирования отраслевых рисков.

— Как техника на газомоторном топливе может помочь сэкономить?

— Согласно математическим расчетам инженеров и экспертов, совокупная экономия от использования техники на газомоторном топливе за жизненный цикл по сравнению с дизельным топливом составляет до 43%. Важное уточнение – это из расчета, что аграрий приобретает технику на условиях льготного лизинга. С прошлого года это стало доступно, потому что номенклатура автомобильной техники, так же как и сельскохозяйственной техники, работающей, в том числе на газомоторном топливе, была включена в перечень, на который предоставляются льготные, субсидируемые государством условия финансирования.

— Сколько техники на газомоторном топливе поставил Росагролизинг?

— Сумма поставок Росагролизингом техники на газомоторном топливе и оборудования на газу за период с 2018 по 2024 годы составила 1,65 млрд руб. Сумма сделок по поставкам техники на газомоторном топливе в 2024 году уже составляет более 1 млрд руб.
Хотелось бы обратить внимание, что те, кто понимает преимущество экономичности газомоторного топлива, готовы приобретать технику, в том числе и на коммерческих условиях. 1 млрд – это сумма сделок этого года с клиентами не АПК сектора, которые отдали предпочтение и выбрали, в том числе коммерческие условия приобретения техники, работающей на газомоторном топливе.
Предметами лизинга выступают работающие на газомоторном топливе передвижные автомобильные газонаполнительные станции, зерносушилки, газозаправочные колонки.

— По Вашему мнению, будет ли возрастать спрос на газомоторную технику?

— Я считаю, что спрос будет только возрастать, потому что это направление с прошлого года Росагролизинг сделал доступным. В дальнейшем мы будем работать над расширением мер государственной поддержки. Мы поможем с поддержанием спроса, главное, чтобы производители обеспечили предложение.
— Какие факторы, на Ваш взгляд, ограничивают развитие рынка техники, работающей на газомоторном топливе?

— Во-первых, это недостаточно развитая инфраструктура, в том числе в сельской местности. Для того, чтобы направление интенсифицировать, нужно прежде всего ускорить появление передвижной газовой инфраструктуры в сельской местности и увязать данную работу с региональными мерами поддержки. Таким образом, нужно синхронизировать действия региона, Газпрома и, соответственно, конечного приобретателя, который выбирает для себя экологичный и экономичный инструмент обновления парка.
Также важно создать информационное поле, где мы будем открыто общаться и рассказывать и о вышеописанных недостатках, но главным образом о преимуществах газомоторной техники. И, конечно, мы должны все вместе работать над тем, чтобы инструменты поддержки постоянно совершенствовались и развивались, и возможно даже появились экстрамеры поддержки по аналогии с теми мерами, которые мы наблюдаем для электромобилей – бесплатные парковки, бесплатный проезд по платным дорогам.

— Какую еще сельхозтехнику на газомоторном топливе можно будет приобрести в лизинг в ближайшее время?

— Все, что будет выпускаться на альтернативном топливе, будем максимально включать в номенклатуру лизинга, в том числе льготного. Если чего-то нет в перечне, то на основании обращения заинтересованных лиц, готовы совместно с Минсельхозом рассматривать и включать в льготный каталог.
Зерносушилки, работающие на газомоторном топливе, мы активно уже несколько лет реализуем как по программам коммерческого, так и льготного лизинга. Добавлю еще, что буквально недавно компания «РариТЭК Холдинг» провела испытания трактора, работающего на газомоторном топливе. Такой трактор тоже доступен для приобретения по программам Росагролизинга.

— Мы поговорили о дронах и газомоторной технике. Какие задачи в этих направлениях должны быть поставлены для ускорения их развития?

— Основная задача сейчас – масштабировать эти направления совместными усилиями, чтобы раскрыть их потенциал.
Во-первых, все подчиняется базовым законам рынка. Нужно интенсифицировать развитие этих перспективных технологий, помочь производителям сформировать качественное предложение и помочь больше производить. Чем больше будет серийно выпускаемой техники, удовлетворяющей современный запрос аграриев, тем более прозрачен и доступен станет рынок.
Во-вторых, надо стимулировать ускорение, внедрение этих технологий в отрасли, то есть надо помочь покупателям этой техники найти источники покупки. Объективно мы видим ответственность за это направление на себе, и мы уже взяли часть ответственности, включив в льготные инструменты финансирования всю перечисленную инновационную номенклатуру.
Ну и в-третьих, нужно научить агрария и помочь ему качественно использовать эти технологии в своей деятельности. Это совместная сфера интересов всех нас – и пользователей, которые выбирают современные решения для себя, и провайдеров-поставщиков, которые начинают выпускать технику, и финансовых посредников, которые стимулируют распространение такой техники на рынке.

— Павел Николаевич, в этом году Росагролизинг совместно с администрацией Саратовской области, провел 11-й Открытый чемпионат России по пахоте, расскажите об его итогах.

— Чемпионаты по пахоте, которые организует наша компания совместно с регионами, по праву считаются настоящими аграрными праздниками. На площадку приезжают целыми семьями, чтобы увидеть современную технику, захватывающие гонки, приобрести товары на фермерской ярмарке, посетить мастер-классы изготовителей народных художественных промыслов, продегустировать блюда национальной кухни.
В Саратовской области для детей на территории Чемпионата был обустроен игровой городок, аттракционы и многое другое. В рамках развлекательной программы была представлена экспозиция ретро-тракторов. Также на площадке Чемпионата была представлена выставка 150 экспонентов, которые продемонстрировали новейшие разработки отечественного сельхозмашиностроения. Гости Чемпионата могли не только посмотреть технику, которая работает в полях, но и поучаствовать в тест-драйвах.

Среди задач соревнований по пахоте – привлечение внимания и профессиональная ориентация молодежи в АПК. Самому молодому механизатору 11-го Чемпионата всего 20 лет. Кроме того, меняется гендерный состав участников – девушки также активно соревнуются за главный приз и звание «Королевы плуга». В сравнении с 2022 годом вдвое увеличилось количество механизаторов прекрасного пола. Всего соревнования собрали в Саратовской области 43 механизатора из 30 регионов России, включая Луганскую Народную Республику. Также участие приняли команды из Республики Беларусь и впервые – из Южной Осетии.
Победителем 11-го Чемпионата России по пахоте стал Вячеслав Егоров из Республики Удмуртия – молодой магистрант Удмуртского государственного аграрного университета. Он получил главный приз первенства – трактор «Агромаш 75-ТК». Я уверен, что и в этот раз мы достигли своей основной цели – привлечь внимание людей к аграрному труду, показать отрасль, которая обеспечивает продовольственную безопасность страны.
11-й Открытый чемпионат России по пахоте в Саратовской области посетили более 80 000 человек.
Новый российский цифровой комбайн ​


Благодаря слаженной совместной работе компаний «Росагролизинг», тамбовского предприятия «Титан», белорусского завода «Гомсельмаш» и Петербургского тракторного завода в России началось производство нового зерноуборочного комбайна – ТИТАН GS10. Об уникальных отечественных цифровых системах, которыми оснащается новая машина, рассказала заместитель генерального директора АО «Росагролизинг» Татьяна Владимировна Антипова.
— Татьяна Владимировна, в чем заключается уникальность комбайна?

— Уникальность комбайна ТИТАН GS10 или, как мы его называем, цифрового хаба для полевых работ, заключается в том, что это решение доступно для малого и среднего предпринимателя, малого и среднего хозяйства нашего отечественного АПК. В этот комбайн внедрена система Агроаналитика. Это комплекс датчиков систем, которые позволяют собирать информацию о всех действиях, осуществляемых с применением этой машины, действиях самой машины и механизаторов. И на основании данных, собираемых в одну информационно-электронную систему, менеджер этого хозяйства может уже принимать решения: насколько эффективен севооборот, насколько эффективна технология обработки и насколько хорошо работают механизаторы, нет ли сливов топлива и так далее.

Система Агроаналитика повышает эффективность использования земельного фонда за счет выявления неиспользуемых участков земли, уточнения границ полей, контроля полноты обработки, снижения рисков потери земель и урожая на арендованных землях. Повышает интенсивность использования техники за счет снижения простоев, позволяет контролировать использование ГСМ и использование СЗР, удобрений, семян, повышает точность планирования.

— Какова экономическая выгода от применения такого цифрового комбайна?

— Совместно с производителями мы посчитали, какую экономию применение такой умной машины может дать нашему аграрию. Суммарный возможный эффект от внедрения системы Агроаналитика может составить до 12,2 млн руб. за период льготного лизинга такой уборочной техники.
​​Александр Сучков, первый заместитель директора АО «Росагролизинг», и Владимир Чейметов, заместитель губернатора, директор департамента АПК Тюменской области, на открытии офиса в Тюмени.
Открытые региональные офисы АО «Росагролизинг»:
г. Санкт-Петербург, ул. Миллионная, д. 6 литера А
г. Курск, ул. Марата, д. 21
г. Казань, ул. Московская, д. 53/6
г. Саратов, ул. Рабочая, влд. 145А
г. Ставрополь, ул. Ленина, д. 328/9
г. Тюмень, ул. Республики, д. 28А
г. Владивосток, ул. Верхнепортовая, д. 46

8 800 200 53 95
info@rosagroleasing.ru
https://www.rosagroleasing.ru/
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ >>