Например, мы наблюдаем увеличение валовки пшеницы. Но мы перешли на новые сорта, скорректировали схему внесения удобрений, погода стояла благоприятная. Поэтому в одном моменте мы не можем сказать точно, «что виновато», равномерен ли рост по всему полю, каков вклад каждого фактора в общий результат. Таким образом, картирование урожайности — это один из завершающих этапов, которые необходимо пройти для построения полного анализа угодий. Для этого нам необходимо вести наблюдения несколько лет.
— Среди сельхозпроизводителей бытуют два противоположных мнения. Представители небольших агропредприятий уверены в том, что картирование урожайности выгодно только крупным агрохолдингам.
— Каждое хозяйство для себя решает, будет ли оно работать по системе точного земледелия или нет. Сказать, что эта технология ориентирована только на крупные холдинги, нельзя. Конечно, мощным предприятиям проще — у них лучшие условия финансирования.
Но, например, в нашем хозяйстве — всего 3 тыс. га земли. Тем не менее, мы решили, что будем применять приемы точного земледелия. Потому что земля — это не на 10 лет, и даже не на 50, а на 100 и дольше. И мы считаем, что выбранная стратегия должна помочь нам повысить плодородие нашей земли.
Если сельхозпроизводитель нацелен на применение технологий точного земледелия, если у него есть или он будет приобретать агрегаты с возможностью дифференцированного внесения удобрений, система картирования урожайности нужна. Иначе как точно определить, на каком участке проблема? И как дифференцированно вносить удобрения, не имея таких данных?
— И какие выгоды нам дает этот анализ?
— Допустим, мы выяснили, что есть такие зоны низкого плодородия на определенных участках поля, что вноси ты туда удобрения, ни вноси, выход продукта не меняется. Здесь нужно смотреть, можно ли как-то вытянуть эти участки или нет. К примеру, на ваших полях есть участки с типами почв, обладающими низким уровнем естественного плодородия, легким гранулометрическим составом и повышенной кислотностью. А применяемые на данном участке агроприемы, которые должны улучшить агрофон, например, внесение известкового материла для понижения кислотности почв, не дают ожидаемого результата. В подобных случаях у нас есть выбор.
Мы можем отказаться от обработки участков с низким потенциалом. Или мы можем снизить в этих зонах норму высева, удобрений и СЗР, чтобы с этих площадей что-то взять, но не особо вкладываться.
Но выгоду от применения приемов точного земледелия рассчитывают, имея на руках факты. Она может выражаться не только в снижении необоснованных вложений в неперспективные поля. Она может выражаться в экономии тех же удобрений и СЗР. Она может выражаться в повышении урожайности на каждом участке поля. Впрочем, выгода может также выражаться, помимо перечисленного, в дополнительных преимуществах. Например, в возможности отказаться от системы талонного учета, как в нашем случае.