— Какова себестоимость производства деталей на 3D-принтере? Насколько выгодно вашему предприятию внедрять эту технологию?
— В основе внедрения любой технологии лежит экономика. У нас коммерческая организация, и для нас важно, насколько новшество будет выгодным для предприятия. Приведу простой пример из практики: нам понадобилась зубчатая муфта, которая соединяет электродвигатель с вакуумным насосом фирмы DeLaval. Это оригинальная деталь, сделанная из полиамида, которую можно приобрести только у компании DeLaval. Она не очень сложная, но мы на имеющихся станках изготовить ее не можем, а поэтому приходилось приобретать за 20 000 рублей. Напечатав эту деталь на 3D-принтере, мы подсчитали ее себестоимость, и получилось, что нам она обошлась примерно в 200 рублей, то есть разница по сравнению с оригинальной деталью в 100 раз. Сейчас эта муфта успешно работает. Поэтому, если не считать трудовых и прочих затрат, то можно сказать, что принтер уже окупил себя на одном изделии.
Приведу еще один пример: у нас вышел из строя сервопривод регулировки газовой горелки зерновой сушилки, для ремонта нужна небольшая шестерня диаметром 3 см из полиамида. Стоит она недорого, но эти шестерни вообще не поставляются в виде запчастей, и для ремонта пришлось бы покупать сервопривод целиком, который стоит уже в районе 25 000 рублей. Мы напечатали эту шестерню и сэкономили деньги.
— Таким образом можно изготовить любую деталь из полимера?
— Конечно, не все так просто. При изготовлении деталей важно добиться определенной плотности печати. Когда мы перешли к более сложным изделиям и начали печатать шестерни, то потребовалась увеличить плотность печати для повышения прочности. Для этого нужна дополнительная программа, которая позволяет при печати избежать пустот, полостей или трещин в теле детали и повышает ее прочностные характеристики. Мы дополнительно приобрели и установили такую программу, и сейчас наш специалист осваивает эту технологию.