До сих пор в Российской Федерации требования к собственным производителям ХСЗР намного жестче, чем к импортерам. Самый простой пример: из всех партий пестицидов, выпускаемых в РФ на любом предприятии, обязательно отбираются арбитражные пробы, которые хранятся в течение всего времени оборота данных партий товара. А вот для импортных пестицидов на границе вообще нет никакого контроля. И поэтому достаточно часто к нам обращаются потребители, купившие импортный продукт, который не сработал по какой-то причине, чтобы мы проанализировали, что входит в состав этого препарата. И зачастую бывает так, что содержание заявленного действующего вещества (д. в.) в импортном продукте меньше указанного, а иногда это д. в. вообще отсутствует, вместо него обнаруживается какое-либо другое, более дешевое. Но никто никакой ответственности за это не несет.
— Каково сейчас соотношение на рынке ХСЗР отечественной и импортной продукции?
— В настоящее время общий рынок ХСЗР в РФ — около 160 млн л, и соотношение внутреннего производства и импорта — примерно 50:50. Конечно, с точки зрения продовольственной безопасности это недопустимое соотношение, ведь для того, чтобы более или менее уверенно себя чувствовать, надо иметь 85–90% собственного производства пестицидов. Этого достаточно легко достичь, введя квотирование продуктов, которые поставляются на российский рынок. Сделать это можно по историческому или любому другому принципу, который выберет государство. Это может быть и целевая программа.
Тем более что сейчас, помимо нашего завода «Август-Алабуга», который мы ввели в эксплуатацию, в России строятся еще два новых предприятия по производству ХСЗР: одно тоже в Алабуге, второе — в Липецкой области. Кроме того, компания «Сингента» объявила о планах строительства своего нового завода. Поэтому мощностей, способных обеспечивать российский рынок средствами защиты растений, в ближайшее время будет с избытком. В таких условиях квотирование поставок пестицидов разумно и необходимо.