Дата публикации: 1 августа 2019
Август
Александр Усков,
генеральный директор компании «Август»:
«Российский рынок СЗР войдет в пятерку самых крупных в мире»

В конце июня в Татарстане российская компания «Август» ввела в эксплуатацию ультрасовременный, не имеющий в мире аналогов завод по производству средств защиты растений «Август-Алабуга». Это событие в значительной степени повлияет на ситуацию, складывающуюся на пестицидном рынке, где соотношение отечественной продукции и импорта пока остается 50/50.

Из материала вы узнаете:

  • Как новый завод компании «Август» изменит ситуацию на рынке СЗР.
  • Почему российские производители СЗР вынуждены выпускать препараты для зарубежных рынков (например, Южной Америки) не в России, а за рубежом.
  • Сегодня в России не производятся действующие вещества для препаратов, а импортируются из Китая. Планирует ли «Август» заняться решением этой проблемы?
Панорама
нового завода
Корреспондент журнала «Аграрная политика» встретился с генеральным директором компании «Август» Александром Михайловичем Усковым и побеседовал о перспективах российского рынка СЗР, новых проектах и нерешенных вопросах в законодательстве, тормозящих развитие отрасли.
Александр Усков, генеральный директор компании «Август»
— Александр Михайлович, примите наши поздравления по поводу открытия нового завода компании. Какова его проектная мощность?

— Более 50 млн л препаратов в год. Это треть современной потребности России в пестицидах. По моим прикидкам, он выйдет на заданную мощность через пять-семь лет. Почему я так смело об этом говорю? Моя уверенность связана прежде всего с тем, что российский рынок ХСЗР — единственный в мире из больших рынков, который очень быстро растет. Мы идем от очень низкой базы, и в качестве примера я могу привести такие показатели: в 2010 году наш рынок был на 13 месте в мире, в 2017 году — уже на 8 месте. В течение пяти, максимум семи лет он должен войти в пятерку самых крупных рынков планеты наряду с рынками Бразилии, США, Китая и Индии просто в силу того, что в России много посевных площадей и большой спектр выращиваемых культур.

— А что мешает тому, чтобы это произошло быстрее?

— Кроме совершенно естественных процессов — ведь должно пройти определенное время, потому что мы растем с рынком, есть еще и нерешенные проблемы, которые мешают развитию. И в первую очередь это то, что и сегодня продолжает действовать устаревший Федеральный закон № 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» от 19 июля 1997 года. Изменения, предложенные Российским союзом производителей химических средств защиты растений, уже семь лет проходят бесчисленные согласования министерствами и ведомствами, но не внесены в закон, и это значительно тормозит развитие российского производства и движение к цивилизованному рынку пестицидов.
Торжественное открытие завода «Август-Алабуга».
Слева направо:
генеральный директор компании «Август» Александр Усков,
президент Республики Татарстан Рустам Минниханов,
генеральный директор завода «Август-Алабуга»
Владимир Алин
До сих пор в Российской Федерации требования к собственным производителям ХСЗР намного жестче, чем к импортерам. Самый простой пример: из всех партий пестицидов, выпускаемых в РФ на любом предприятии, обязательно отбираются арбитражные пробы, которые хранятся в течение всего времени оборота данных партий товара. А вот для импортных пестицидов на границе вообще нет никакого контроля. И поэтому достаточно часто к нам обращаются потребители, купившие импортный продукт, который не сработал по какой-то причине, чтобы мы проанализировали, что входит в состав этого препарата. И зачастую бывает так, что содержание заявленного действующего вещества (д. в.) в импортном продукте меньше указанного, а иногда это д. в. вообще отсутствует, вместо него обнаруживается какое-либо другое, более дешевое. Но никто никакой ответственности за это не несет.

— Каково сейчас соотношение на рынке ХСЗР отечественной и импортной продукции?

— В настоящее время общий рынок ХСЗР в РФ — около 160 млн л, и соотношение внутреннего производства и импорта — примерно 50:50. Конечно, с точки зрения продовольственной безопасности это недопустимое соотношение, ведь для того, чтобы более или менее уверенно себя чувствовать, надо иметь 85–90% собственного производства пестицидов. Этого достаточно легко достичь, введя квотирование продуктов, которые поставляются на российский рынок. Сделать это можно по историческому или любому другому принципу, который выберет государство. Это может быть и целевая программа.

Тем более что сейчас, помимо нашего завода «Август-Алабуга», который мы ввели в эксплуатацию, в России строятся еще два новых предприятия по производству ХСЗР: одно тоже в Алабуге, второе — в Липецкой области. Кроме того, компания «Сингента» объявила о планах строительства своего нового завода. Поэтому мощностей, способных обеспечивать российский рынок средствами защиты растений, в ближайшее время будет с избытком. В таких условиях квотирование поставок пестицидов разумно и необходимо.
СПРАВКА
Третий завод по производству СЗР компании «Август» в Татарстане запущен в эксплуатацию 28 июня 2019 года. Новое производство «Август-Алабуга» способно обеспечить продукцией треть российского рынка пестицидов.


Общая площадь «Август-Алабуга» составляет 17,7 га, а производственная мощность завода — 50 млн литров готовой продукции и 8 млн канистр полимерной упаковки в год. Это одно из самых современных и технологичных предприятий на территории России. Оно имеет высокую степень автоматизации и роботизации. Завод оборудован передовой техникой из России, Германии, Италии, Чехии, Португалии и Японии.
— Я знаю, что компания «Август» поставляет свои продукты в страны не только СНГ, но и дальнего зарубежья. Сейчас принята государственная программа по двукратному увеличению несырьевого экспорта. Как «Август» участвует в ней?

— К сожалению, опять-таки из-за неразумного государственного регулирования мы, быстро наращивая продажи своих продуктов на рынках дальнего зарубежья, большую их часть выпускаем не в России, а на нашей производственной площадке в Китае. Почему? Ведь культуры, которые выращивают в Латинской Америке или Африке, совершенно другие, не те, что возделывают у нас в стране. И продукты, которые мы разрабатываем и производим для этих зарубежных рынков, тоже другие. Но для того чтобы наши заводы могли выпускать пестициды для них в Российской Федерации, в соответствии все с тем же Федеральным законом № 109-ФЗ необходимо, чтобы они были зарегистрированы в России, хотя здесь они применяться не будут. А это в значительной степени тормозит продвижение наших продуктов в дальнем зарубежье.

В качестве примера приведу такой факт: в 2019 году наш дефолиант на хлопчатник Авгурон Экстра займет примерно 80% рынка Бразилии. И при этом ни грамма этого продукта не произведено в России из-за этого законодательного ограничения. Все поставленное выпущено в Китае. Со следующего года, возможно, Авгурон Экстра мы будем производить на заводе «Август-Бел» в Беларуси, но опять же не в России! Потому что в Беларуси отменили подобное требование к экспортируемым пестицидам, а у нас оно до сих пор действует и сдерживает развитие производства.
— Планируете ли вы начать собственное производство действующих веществ для выпуска своих препаратов?

— Да. К сожалению, российский рынок на сегодняшний день с точки зрения обеспечения действующими веществами практически целиком зависит от иностранных поставок. В России не производится ни-че-го! В последнее время в связи с изменением экологического законодательства в КНР (а в Китае производится две трети используемых в мире д. в. для пестицидов) происходит закрытие не только отдельных химических заводов, но и целых промышленных зон, рвутся технологические цепочки, становятся дефицитными полупродукты, цены на них растут, в результате рынок лихорадит.

В связи с этим компания «Август» несколько лет назад приняла решение о строительстве завода по производству д. в. в КНР, и в прошлом году в партнерстве с китайской компанией мы приступили непосредственно к стадии его строительства в провинции Хубей. Первую очередь этого предприятия, которое состоит из восьми корпусов, мы планируем ввести уже в конце этого года, чтобы в начале 2020 года начать поставлять его продукцию (а это будет несколько десятков наименований) на формуляционные заводы «Августа» в России и Беларуси.

С принятием правительством РФ в 2017 году плана мероприятий по развитию производства малотоннажной химии в Российской Федерации на период до 2030 года строительство в России мощностей по выпуску д. в. для пестицидов может стать более чем реальным. Тем более что по многим продуктам их производство в нашей стране сейчас может быть дешевле, чем даже в Китае. И мы сегодня работаем в том числе и над этим.
Канистры поступают на линии фасовки из автоматизированного склада тары
— Расскажите о других ближайших планах «Августа».

— Мы ждем выделения земли в подмосковном наукограде Черноголовка для того, чтобы строить там новый научный центр, школу и жилье для сотрудников компании. Потому что дальнейшее развитие «Августа» неизбежно связано с научной деятельностью. Нам нужны новые продукты, и поэтому научный центр будет заниматься как формуляцией новых препаратов, так и синтезом новых д. в., а также их биологическими испытаниями. И это — одно из важнейших направлений развития компании, продвижения ее на мировой пестицидный рынок.

Помимо этого мы развиваем еще одно направление деятельности — непосредственно участвуем в сельскохозяйственном производстве. Сейчас компании принадлежат четыре сельхозпредприятия (три в РФ и одно в Казахстане), в которых посевные площади в этом году составляют 64 тыс. га. Это отличный путь для продвижения наших препаратов и передовых технологий в растениеводстве — понятно, что наши хозяйства закрывают свои потребности в пестицидах исключительно за счет «августовской» продукции.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ >>