Дата публикации: 9 октября 2018
Arysta LifeScience
Мировые тренды на рынке средств защиты растений
Интервью с генеральным директором Arysta LifeScience в России и странах СНГ Алексеем Фокиным.

Из материала вы узнаете:
  • Мировые тренды на рынке средств защиты растений. Последствия ужесточения регламентов применения пестицидов в Европе.
  • Этим летом ЕАЭС ввел антидемпинговые пошлины для зарубежных производителей СЗР. Как эта мера отразится на рынке средств защиты растений в России.
  • Новые уникальные решения, позволяющие аграриям оптимизировать расходы на производство.
  • Индийская корпорация UPL приобрела Arysta LifeScience. Дальнейшее развитие компании: прогнозы.
  • Стратегия развития компании Arysta LifeScience на российском рынке.

В июне этого года состоялась крупная сделка на рынке средств защиты растений — корпорация Platform Specialty Products (США) продала компанию Arysta LifeScience агрохимическому гиганту UPL (Индия). Новая компания автоматически становится одним из мировых лидеров в индустрии. В ее стратегии развития особое внимание будет уделено рынку Евразийского экономического союза. Алексей Фокин, генеральный директор Arysta LifeScience в России и странах СНГ, в интервью журналу «Аграрная политика» рассказал о мировых трендах на рынке СЗР, новых уникальных решениях, позволяющих аграриям оптимизировать расходы на производство.
Алексей Фокин, генеральный директор Arysta LifeScience
в России и странах СНГ
— Согласно исследованию российского маркетингового агентства «Агростат» по заказу Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), 60% опрошенных сельхозпроизводителей связывают рост урожайности с использованием новых средств защиты растений и селекционными достижениями. Скажите, какие мировые тренды вы можете отметить на рынке СЗР?

— В первую очередь в числе мировых трендов в индустрии защиты растений я хотел бы отметить рост затрат на вывод новых и поддержание старых действующих веществ (д. в.). В последнее время в Европе стали ужесточаться регламенты применения пестицидов, требования к содержанию остатков химических веществ. Все это влечет за собой рост затрат, так как компании вынуждены инвестировать средства в дополнительные исследования, направленные на поддержание действующих молекул и разработку новых с учетом требований регуляторов. Это, в свою очередь, приводит к смещению фокуса на пост-патентные продукты. Компании смотрят на то, что доступно в этом сегменте, а также на смесевые продукты, разрабатывая инновационные комбинации и формуляции. Это стало ответом рынка на рост затрат.

Второй тренд —продолжающаяся индустриальная дистрибьюторская консолидация, то есть слияния и поглощения компаний. Это дает возможность т. н. «пост-патентным» компаниям эффективно работать в дифференцированных и нишевых сегментах, которые не являются приоритетными для крупных мультинациональных компаний. Также необходимо отметить партнерство с исследовательскими компаниями. Не только большие компании занимаются развитием, созданием новых формуляций. Пост-патентные компании, средний и малый бизнес также активно включаются в эту работу, так как для них это отличный шанс развиваться и повышать эффективность управления своим портфелем.

Третий тренд —новые технологии, которые появляются на рынке. Сегодня в Европе уже достаточно остро стоит проблема резистентности, и это серьёзно влияет на тенденции развития индустрии. Также повышенные требования со стороны торговых сетей и регуляторов заставляют искать пути минимизации остатков как д. в., так и иных компонентов ХСЗР. И здесь важно отметить растущий рынок биорешений, который имеет колоссальный потенциал.

И последнее, что бы я хотел отметить в числе мировых трендов, влияющих на развитие индустрии, —фундаментальные долгосрочные вызовы. В их числе —климатические изменения, снижение выхода сельхозпродукции на душу населения, отток населения из сельских территорий, вывод земель из сельскохозяйственного оборота. Важный момент —рост благосостояния населения в развивающихся странах, который привел к повышению потребления протеина. Все это очень серьёзно влияет на то, какие технологии используются в сельском хозяйстве.
Сотрудники
компании
Arysta LifeScience
во время полевых туров в ЦФО
(Курская область)
— Что касается слияний на рынке СЗР, то мы знаем, что в этом году были совершены две крупные сделкикомпания Bayer купила Monsanto, а индийская корпорация UPL приобрела Arysta LifeScience. Как в связи с этим вы оцениваете дальнейшее развитие вашей компании и как вырастет ее потенциал?

— Еще в феврале этого года наша материнская компания Platform Specialty Products объявила о намерении разделить бизнес высоких технологий и агробизнес. И сделка, о которой вы говорите, является результатом этого намерения. UPL —один из глобальных лидеров в индустрии средств защиты растений. Это компания с мощным капиталом, развитой производственной инфраструктурой, ресурсами и, главное, —с твердым намерением долгосрочного развития. Это ключевые факторы, определяющие, куда будет в дальнейшем двигаться новая компания, с каким девизом, задачей она будет выходить на рынок. Естественно, мы будем развиваться, основываясь на успехе Arysta LifeScience и UPL. В прошлом году в мировом рейтинге крупнейших игроков в индустрии UPL заняла 8 строчку, Arysta LifeScience находилась на 11 месте. Новая объединенная компания поднимется на 5 строчку рейтинга, следом за четверкой крупнейших мультинациональных корпораций. Безусловно, это налагает обязательства и открывает возможности. Мы намерены сконцентрироваться на разработке комплексных программ защиты культур. Это значит, что продолжатся инвестиции в регистрацию и девелопмент новых продуктов и технологий. Мы продолжим развивать партнерство с компаниями, которые поставляют различные аграрные технологии, будем теснее работать с дистрибьюторами, с теми, кто является проводником наших продуктов на рынок, намерены развивать технические и коммерческие аспекты работы. Безусловно, в нашей работе мы планируем внимательно прислушиваться к сельхозпроизводителям для того, чтобы разрабатывать правильные и востребованные предложения.

Если подвести краткий итог, то новая компания —это одна из крупнейших в индустрии СЗР в мире, ориентированная на нишевые решения в быстрорастущих сегментах.
Участие в Дне Сибирского поля 2018
— Какая стратегия развития есть у компании Arysta LifeScience на российском рынке?

— Сейчас многие эксперты говорят о том, что надвигается вторая «зеленая революция». В начале прошлого века сельхозпроизводство получило огромный импульс в развитии благодаря старту широкого применения сложных удобрений. Затем, в 30-е годы, произошел скачок в механизации. В 40–50-х открылась активная фаза разработки химических действующих веществ и развития рынка СЗР. Дальше, в 60-е годы, в мире активно повышалось качество сельхозпродукции и начался активный рост профессионального уровня сельхозтоваропроизводителей с созданием агрошкол, привлечением прикладной науки, появилось первое точное земледелие. В 70-е случился бум ГМО технологий и это серьезно изменило структуру средств производства в сельском хозяйстве. В начале 21 века, в дополнение ко всему этому, появились первые биостимуляторы. Arysta LifeScience этот рынок интересен, так как у нашей компании есть несколько производств, которые выпускают исключительно биопрепараты. Этот сегмент является самым динамично растущим (около 10–12% в год), и по разным оценкам рынок биостимуляторов в ближайшее время достигнет миллиарда долларов. Для сегмента, который начал развиваться около 10 лет назад, это большое достижение.

Все вышеперечисленное влияет на нашу стратегию, которую можно сформулировать как «Ответственная Агропроизводительность». Ответственная потому, что мы сосредоточены на разработке безопасных решений в сочетании с технологическим сопровождением продукта. Агропроизводительность —обеспечение наших клиентов решениями, оптимизирующими производительность сельхозпроизводства с достижением премиального качества продукции.

Большое внимание в развитии на российском рынке мы уделяем сотрудничеству с наукой и реальным производством. Мы работаем со всеми российскими научными организациями в зависимости от задачи, которую ставим перед собой. Очень плотно сотрудничаем с прикладной наукой. Ежегодно в разных регионах России закладываем как производственные, так и исследовательские опыты в области расширения применения наших продуктов.
С моей точки зрения, любое ограничение доступа высокотехнологичных продуктов на рынок прямо или косвенно повлияет на сельхозтоваропроизводителей. И в рамках расследования различные отраслевые союзы выражали свое несогласие относительно потенциального риска для аграриев. Я очень надеюсь, что окончательное решение по вопросу применения пошлины будет сбалансированным, и ущерб, который понесут сельхозпроизводители окажется минимальным»
Алексей Фокин
генеральный директор Arysta LifeScience
в России и странах СНГ

— По результатам расследования Европейской экономической комиссии этим летом ЕАЭС ввел антидемпинговые пошлины для зарубежных производителей СЗР. Многие участники рынка, зарубежные производители пестицидов, высказывались против этого решения. Как, на ваш взгляд, эта мера отразится на рынке средств защиты растений в России?

— Отмечу, что факт демпинга является доказанным с точки зрения специалистов ЕЭК, и можно долго вести дискуссии о методиках соответствующих расчетов. Однако несмотря на то, что решение принято, Казахстан воспользовался своим правом вето, и теперь вопрос будет рассматриваться на уровне межправительственной комиссии стран ЕАЭС —то есть, судьба антидемпинговой пошлины еще не решена окончательно. С моей точки зрения, любое ограничение доступа высокотехнологичных продуктов на рынок прямо или косвенно повлияет на сельхозтоваропроизводителей. И в рамках расследования различные отраслевые союзы выражали свое несогласие относительно потенциального риска для аграриев. Я очень надеюсь, что окончательное решение по вопросу применения пошлины будет сбалансированным, и ущерб, который понесут сельхозпроизводители окажется минимальным.
Проведение обучающего семинара для сельхозпроизводителей
(г. Небуг, Краснодарский край)
— В связи с этой ситуацией рассматривает ли ваша компания возможность организации производства СЗР в России?

— Ранее Arysta LifeScience производила в России продукты —у нас было локализовано производство четырех гербицидов. Однако в 2014 году эта программа была свернута, но при этом мы продолжали поставки компонентов СЗР российским производителям пестицидов. В 2016 году компания вернулась к этом проекту. Мы производим в России один из наших граминицидов, локализовали производство гербицида для полевых культур в Белоруссии, запустили лицензионное производство зернового гербицида в Казахстане. Мы смотрим на то, как меняются потребности в производстве и его локализации. Россия и страны ЕАЭС —это очень большой рынок. И гораздо более логично смотреть на возможности индустрии защиты растений в контексте одного большого союза. Однозначно, мы продолжим работу по локализации, не привязывая это к антидемпинговому расследованию. Есть предложения по размещению производства и мощности, появились технологичные предприятия, которые теперь могут предоставлять услуги по формуляции средств защиты растений в соответствии с мировыми стандартами.

— Какие сегменты в индустрии защиты растений Arysta LifeScience наиболее интересны? В развитие каких направлений вы планируете инвестировать?

— Как я уже говорил, Arysta LifeScience является пост-патентной компанией. У нас есть целый ряд собственных действующих веществ, которые не защищены патентами, но тем не менее являются продуктами собственной разработки. Один из путей, по которому компания развивает собственный портфель, —это смесевые продукты. Мы будем и дальше двигаться в этом направлении. Это тот подход, который отвечает мировым трендам на оптимизацию стоимости СЗР для аграриев. Второе —это, конечно же, биостимуляторы. Около 20% от оборота Arysta LifeScience в мире занимает эта группа препаратов. Сегодня в нашем портфеле есть пока один биостимулятор —Атоник Плюс, уверенно набирающий обороты, регистрацию проходят еще три. Нет никаких сомнений в том, что у рынка биостимуляторов большое будущее.

Также хочу отметить, что мы развиваем другой сегмент биотехнологий —биоконтроль. В нашем портфеле имеется уникальный препарат Касумин —биофунгицид для риса. Сейчас мы расширяем регламент его применения на яблоне и овощные культурах, в том числе для борьбы с распространенной проблемой бактериозов.
Проведение
обучающего
семинара для
дистрибьюторов
Сибирского ФО
— Один из важных аспектов работы на рынке СЗР, как вы уже отмечалитехнологическое сопровождение продуктов. На чем вы делаете акцент в вашей образовательной деятельности, обучении дилеров?

— Мы занимаемся организацией и проведением обучающих мероприятий и для дистрибьюторов, и для специалистов хозяйств и агрохолдингов. Стараемся предоставить им максимально полезную и адаптированную информацию для каждого конкретного региона. При подготовке к семинарам мы оцениваем все технологические особенности. которые существуют в данной местности и отражаем это в наших рекомендациях. Один из приоритетов —точная идентификация биологической проблемы, с целью выработки правильного решения.

— Алексей Валерьевич, какие новые препараты Arysta LifeScience в ближайшее время представит на российском рынке?

— Чем больше новых интересных продуктов появляется на рынке, тем больше возможностей у сельхозпроизводителей оптимизировать свое производство и повысить его эффективность. Мы занимаемся обновлением портфеля на постоянной основе —это одна из стратегических задач компании. К примеру, в 2019 году мы планируем запустить более 10 новых регистрационных процессов в различных группах продуктов. Мы представляем на рынке как собственные продукты компании, так и препараты третьих сторон, которые Arysta LifeScience дистрибутирует на специальных, а в некоторых странах —эксклюзивных, условиях.

Уже сейчас могу анонсировать, что в 2019 году Arysta LifeScience выведет на рынок три биостимулятора для озимых и яровых культур. Также появится смесевой гербицид для свеклы на базе «визитной карточки» нашей компании —действующего вещества клетодим. Будет представлен и послевсходовый гербицид для кукурузы, в его составе —уникальное д. в., которого нет на российском рынке. Планируем выпустить новую формуляцию противоовсюжного гербицида для зерновых культур. И, конечно, нельзя не отметить, что по целому ряду продуктов будут расширены сферы применения. Это еще раз доказывает, что нет предела совершенству, и всегда можно найти новое применение тому продукту, который уже себя отлично зарекомендовал.
Людмила Усольцева
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ >>