— Если говорить в целом о ситуации на рынке сельхозмашин в России, то по последним данным производство сельхозтехники не только не сократилось, а даже немного выросло. Тем не менее последствия карантинных мер так или иначе испытали на себе все отрасли экономики. Для сельхозмашиностроения они незначительнее, или все же есть проблемные вопросы, которые сейчас требуют решения?
— Отечественное сельхозмашиностроение ежегодно демонстрирует положительную динамику на протяжении последних 6 лет. В этом году, несмотря на распространение коронавирусной инфекции, рост производства и продаж сохраняется.
По данным Ассоциации «Росспецмаш», российские заводы произвели за 6 месяцев 2020 года сельхозтехники на общую сумму 72 млрд руб., что на 20% больше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом отгрузки сельхозтехники на внутренний рынок России выросли еще существеннее — на 39% до 60 млрд руб. Увеличение выпуска российской сельхозтехники наблюдается по многим ключевым сегментам: комбайнам, тракторам, опрыскивателям, самоходным косилкам, пресс-подборщикам, сеялкам и другим позициям.
Отечественные предприятия уделяют постоянное повышенное внимание улучшению качества продукции, выпускают новые модели. Российские машины отлично адаптированы к работе в различных климатических условиях, которые зачастую очень сложные. Кроме того, российская техника отличается высокой экономической эффективностью.
Конечно, необходимо отметить комплексную государственную поддержку со стороны Минпромторга России. Программа № 1432 и льготный лизинг позволяют аграриям приобретать сельхозтехнику на льготных условиях. Таким образом стимулируется платежеспособный спрос. Ведь зачастую аграрный бизнес может позволить себе обновление машинно-тракторного парка только при условии субсидирования.
Высокий уровень локализации производства позволил российским заводам не останавливать выпуск техники в период закрытия границ и прекращения работы предприятий за рубежом. В это же время иностранные компании заявили о падении продаж, потому что оказались зависимы от импортных комплектующих.
Пока мы прогнозируем, что уровень производства отечественной сельхозтехники в этом году не должен оказаться ниже предыдущего года.
— Мы все видим, что за последние 5 лет отечественное сельхозмашиностроение сделало серьезный рывок. Но всегда есть куда расти. На ваш взгляд, какие еще пробелы, точки роста есть в отрасли? Над чем стоит активнее работать?
— Заводы находятся в постоянном диалоге с потребителями сельхозтехники, поэтому ежегодно расширяют номенклатуру своей продукции. Сегодня необходимо развивать компетенции по выпуску тракторов малой и средней мощности, техники для виноградарства и садоводства, свекло- и картофелеуборочных машин, критически важных компонентов.
При этом основной точкой роста является развитие экспорта по всему миру. Российские заводы напрямую зависят от платежеспособного спроса аграриев внутри страны. Поэтому в случае кризиса зарубежные рынки должны компенсировать снижение продаж в России. Если же спрос на внутреннем рынке будет расти наряду с экспортными поставками, то отечественные заводы будут только рады удовлетворить его в полном объеме.
Производители из России ежегодно улучшают свою продукцию, повышая её конкурентоспособность. На наших полях появляется всё больше «умной» сельхозтехники, которая позволяет аграриям экономить в процессе сельхозпроизводства. Внедрение инноваций происходит параллельно с модернизацией производственных мощностей. Выпускаются новые модели, в том числе по программе субсидирования НИОКР. Конкуренция за потребителя с каждым годом ужесточается, поэтому тот, кто не будет уделять достаточное внимание развитию, потеряет рынок. Учитывая, что российские заводы с 2013 года увеличили свою долю на внутреннем рынке более чем вдвое, занимая сейчас более половины, они не собираются останавливаться на достигнутом.
Людмила Усольцева