— Насколько сегодня производство зависит от импорта?
— В целом те предприятия, которые давно выбрали для себя путь к независимости от импорта, чувствуют себя уверенно. Заводы, которые не уделяли этому вопросу должного внимания, оказались в сложном положении. Отдельная история — это выпуск сложных машин, производство которых требует десятков тысяч комплектующих. Даже при высоком уровне локализации и давно реализуемой политике импортозамещения они столкнулись с настоящим вызовом в 2022 году. Им потребовалось дополнительное время на поиск других поставщиков из дружественных стран или России, на развитие собственного производства компонентов. Усложнилась и подорожала логистика. Необходимо было проводить испытания новой продукции. И только в случае успеха начинать полноценное внедрение в производство.
Что касается комплектующих для специализированного машиностроения, требующих импортозамещения, то за рубежом мы закупаем двигатели внутреннего сгорания, некоторые виды подшипников, гидромоторы, гидронасосы, осевые агрегаты.
За предыдущий год компании поменяли ориентиры с запада на восток и на внутренний рынок, но тревога по-прежнему остаётся: Россия нуждается в технологическом суверенитете. Часть российских производителей освоили собственный выпуск комплектующих. Например, компания «Тонар» давно и успешно производит оси для прицепной техники, Ростсельмаш выпускает мосты, трансмиссию, электронику и прочее. Другие заводы тоже идут по такому пути не один год. Просто с 2022 года этот процесс ускорился.
— Что необходимо для активизации процесса импортозамещения, достижения максимального технологического суверенитета?
— В России необходимо развивать производство ключевых компонентов, аналогов которых в нашей стране сейчас не выпускается. Взять на себя задачу по их выпуску могут предприятия малого и среднего бизнеса. Для них нужно создать благоприятные экономические условия. Во-первых, предоставить на доступных для заемщиков условиях кредиты, гранты на развитие производства комплектующих к спецтехнике в размере не менее 10 млрд руб. ежегодно для каждого из направлений специализированного машиностроения: сельхозтехники, строительно-дорожной техники, пищевого оборудования, прицепной техники. Во-вторых, распространить льготы по страховым взносам и налогам для IT-компаний на производителей специализированной техники и комплектующих к ней. Такая мера позволит высвободить средства и направить их на развитие производства.