— В чем заключаются новшества системы «Меркурий»?
— При производстве подконтрольного товара ветеринарно-сопроводительные документы, подтверждающие безопасность продуктов, должны оформляться на каждую партию продукции (под партией подразумевается определенное количество пищевой продукции одного наименования, одинаково упакованной и произведенной одним изготовителем). Также оформление ветеринарно-сопроводительных документов будет проводиться и при транспортировке каждой партии произведенной продукции.
В системе «Меркурий» в режиме реального времени будут отражаться все действия, которые так или иначе производились с продуктом. Так, например, мы сможем проследить путь сырого молока от каждой коровы до конкретного переработчика и узнать объем продукции, которую он выпустил с данной партии. В случае, если конечного продукта (творога, сливочного масла, кефира и т. д.) на выходе получилось больше, чем исходного сырья, возможно, производитель добавил, помимо основного продукта, например, растительные жиры, воду и др. Тогда надзорные органы возьмут на контроль недобросовестного производителя.
— Сможет ли рядовой покупатель в магазине узнать о происхождении продукта?
— Конечно. Для этого достаточно просканировать размещенный на документе продукта QR-код через специальное приложение на смартфоне и получить сведения о происхождении сырья продукта, месте его переработке и другую интересующую информацию.
— Какие предприятия должны приступить к работе по новым условиям и как это сделать?
— Получить доступ к системе «Меркурий» должны все участники оборота продукции, подконтрольной государственному ветеринарному надзору. Это и производители сырья, и переработчики, и торговые предприятия, а также столовые, рестораны и социальные учреждения (школы, больницы, детские сады и т. д.).
Для того, чтобы приступить к работе в системе «Меркурий», необходимо получить логин и пароль. Это очень просто, не нужно стоять в очереди, обивать пороги ведомств: достаточно заполнить заявление на фирменном бланке хозяйствующего субъекта (образцы заполнения можно найти на сайте Управления Россельхознадзора по Тюменской области, ЯНАО и ХМАО, на главной странице в разделе «Это важно»), и отправить его по электронной почте в территориальное Управление Россельхознадзора по адресу: ufs-vetnadzor72@mail.ru. В течение 5 рабочих дней на указанный в заявлении электронный адрес придет логин и пароль. Использовать полученные данные для доступа к подсистеме Меркурий.ХС (Хозяйствующий Субъект) по адресу: mercury.vetrf.ru/hs.
Добавлю, что обязательная электронная ветеринарная сертификация осуществляется на безвозмездной основе, для работы по новым условиям не нужно устанавливать/приобретать никакие дополнительные приложения — вся работа осуществляется посредством сети интернет, что значительно сократит время на оформление ветеринарной сопроводительной документации, а также минимизирует финансовые затраты предпринимателей.
— Много ли предприятий на территории региона успело получить доступ к системе «Меркурий»?
— К настоящему моменту доступ для работы в системе получили примерно 10% хозяйствующих субъектов от общего количества участников оборота продукции животного происхождения на территории Тюменской области. Это очень небольшое количество с учетом оставшегося времени до 1 июля 2018 года.
— Какие последствия ожидают участников рынка, которые решат проигнорировать нововведения?
— Не получившие логин и пароль, а также не начавшие работу в системе субъекты не смогут получить ветеринарно-сопроводительные документы, а значит в рамках действующего законодательства они не имеют права перерабатывать, хранить, перевозить и реализовывать продукцию животного происхождения. Помимо этого, к нарушителям будут применены и административные нормы воздействия: отсутствие ветеринарных сопроводительных документов на продукцию влечет за собой привлечение к административной ответственности по ст. 10.8 КоАП РФ с наложением штрафа, размер которого может достигать 500 тысяч рублей.