Дата публикации: 16 июля 2020
Инсектицидные обработки без ущерба для пчел
ИНТЕРВЬЮ: Как решить проблему негативного влияния инсектицидных обработок на пчел? Об этом мы побеседовали с экспертами компании Bayer и Российского национального союза пчеловодов. А о том, как на практике проводить обработки без ущерба для соседей, нам рассказал главный агроном ООО «Заречье» (Краснодарский край).

Из материала вы узнаете:
– Как ООО «Заречье» сотрудничает с пчеловодами? Мнение главного агронома Алексея Поцелуева.
– Как компания Bayer работает над повышением безопасности своей продукции.
В последнее время в СМИ стала регулярно подниматься тема гибели пчел из-за участившихся инсектицидных обработок. Винят в этом обычно сельхозпроизводителей, которые, стремясь спасти урожай от нашествия вредителей, применяют в большом количестве не всегда качественные препараты. Но так ли все однозначно и можно ли найти компромисс в этом вопросе? Журнал «Аграрная политика» в рамках круглого стола решил выслушать мнение трех сторон: представителя компании, производящей средства защиты растений; эксперта отрасли пчеловодства; главного агронома сельхозпредприятия, на полях которого часто размещают пасеки.
Константин Онацкий
Константин Онацкий, менеджер по продуктам и культурам компании Bayer.

— Тема снижения влияния сельскохозяйственной деятельности на окружающую среду в последнее время стала очень актуальной. Готова ли к этому индустрия? Насколько быстро происходят изменения? Какие есть современные разработки?

— Действительно, к сельскому хозяйству, как и многим другим отраслям экономики, предъявляется требование снижения антропогенного воздействия на окружающую среду. В ответ агропромышленный комплекс стремится более рационально использовать ресурсы, внедрять точное земледелие, создавать инновационные препараты и т. д. Сельское хозяйство не только демонстрирует принципиальную готовность развиваться в русле бережливого природопользования, сохранения биоразнообразия и устойчивого баланса экосистем, но и предпринимает к этому практические шаги.

В частности, значительные усилия направлены на минимизацию воздействия средств защиты растений на природу. Без них в процессе возделывания сельхозкультур не обойтись, ведь одна культура может быть подвержена влиянию 10000 видов насекомых, 3000 видов нематод и 50000 заболеваний, что снижает урожайность и грозит многим странам продовольственным кризисом. А биологические методы защиты становятся хорошим дополнением для традиционных, химических.

На разработку и вывод на рынок одного препарата в среднем может уйти 11 лет и 286 млн долларов, причём большая часть этих средств инвестируется в обеспечение безопасности применения данного продукта. Поэтому ключевыми трендами в настоящее время являются повышение профиля безопасности пестицидов и их грамотное, ответственное применение. И, как ответственный производитель, Bayer предлагает рынку не просто препараты, а готовые решения для более эффективного, безопасного и экологичного применения СЗР.
справка
В 2019 году более чем в 30 регионах России наблюдалась массовая гибель пчел после проведения химобработок. По мнению экспертов Минсельхоза РФ, это может быть связано с нарушением регламента проведения обработок. Среди причин в СМИ также называлось и использование контрафактных, «китайских» пестицидов
— Насколько опасны инсектициды, которые сейчас применяются и существуют на российском рынке? Какие есть альтернативы? Можно ли создать продукт, который был бы абсолютно безопасным?

— Опасность того или иного инсектицида для окружающей среды во многом зависит от соблюдения рекомендованной производителем дозы и технологии применения. Хотя степень опасности неодинакова. В настоящее время общепринята классификация, согласно которой инсектициды делятся на три класса — высокоопасные, среднеопасные и малоопасные. Кроме того, в России существует строгая процедура регистрации пестицидов, которая состоит из сложной системы научно-исследовательских и правовых мероприятий, в ходе которых производится не только оценка биологической эффективности препарата, но и степень воздействия на окружающую среду.

В итоге регистрацию на российском рынке получают инсектициды разных классов опасности. Выбор наиболее безопасных из них — прерогатива сельхозпроизводителей. Опять же, при правильном применении препараты, получившие регистрацию, не причинят вреда полезной энтомофауне.
А что касается полностью безопасного инсектицида, то в его основе должен лежать принцип селективности: препарат будущего будет опасен исключительно для вредителей.
— Почему именно рапс связан с высокими рисками нанесения вреда здоровью опылителей? Какие культуры могут также попасть в группу риска? Какие существуют способы избежать ситуации или минимизировать риски?

— Дело в том, что рапс, в отличие от большинства сельскохозяйственных растений, — это цветущая культура, привлекающая множество опылителей. Но не менее привлекателен рапс и для насекомых-вредителей, в частности, капустной моли, которая способна полностью уничтожить вегетативную массу растения. Поэтому без инсектицидов в процессе выращивания рапса не обойтись. Потенциально опасны для пчёл и другие опыляемые культуры — гречиха, горчица, подсолнечник, многолетние плодовые, особенно если не планировать заранее систему профилактических обработок и применять СЗР, когда ситуация стала критической. Таким образом, снижение опасности рапса и других культур для опылителей возможно только при системном подходе фермеров к обработкам при соблюдении рекомендованной производителем технологии и заблаговременном оповещении пчеловодов.

— Еще один важный момент — правильное применение инсектицидов (сроки обработок, нормы расхода и т. д.). Как специалисты компании Bayer помогают аграриям в этом вопросе?

— Компания Bayer популяризирует ответственное применение СЗР и охотно предоставляет максимум информации о наших препаратах, нормах их расхода, сроках и технологиях обработок. Уже более трёх лет мы реализуем не имеющую аналогов программу, направленную на обеспечение безопасного применения наших продуктов сельхозпроизводителями. Кроме того, 2020 год был объявлен «Годом Защиты в АПК», в рамках этого проекта мы уделяем особое внимание теме сохранения насекомых-опылителей, в частности привлекаем авторитетных экспертов в области пчеловодства к участию в летних «БайАренах». Мы устанавливаем информационный обмен между аграриями и пчеловодами на экспертном уровне, ведь этот инструмент является одним из ключевых в решении проблемы сохранения пчел.
Арнольд Георгиевич Бутов
Арнольд Георгиевич Бутов, президент Российского национального союза пчеловодов.

— Урожайность 87 из 115 основных сельхозкультур зависит от пчел. Но в последнее время наблюдается тенденция сокращения пчелиных семей по всему миру. К каким последствиям это может привести?

— Роль пчел в мировом сельском хозяйстве значительна — эксперты регулярно подсчитывают их «вклад». По последним данным он составляет 265 млрд долларов ежегодно. Это стоимость сельскохозяйственной продукции, производимой благодаря опылению. Внушительные цифры, не правда ли? Не стоит забывать, что медоносные пчелы опыляют 75% культурных растений и 94% дикорастущих. По оценкам ученых, без пчел невозможно культивирование трети важнейших агрокультур. Гибель популяции этих насекомых-опылителей может привести к резкому снижению урожаев. Исчезнут бахчевые культуры, яблоки, персики. Без пчел вы можете забыть даже о кофе. Резкое сокращение объемов продуктов для людей и кормов животных приведет к дефициту и росту цен. Если продолжить эту цепочку взаимосвязанных событий, то мы можем столкнуться с исчезновением отдельных отраслей экономики. Перспектива выглядит довольно пугающе, именно поэтому вопрос сохранения насекомых-опылителей находится сегодня в мировой повестке.

— Почему проблема вымирания пчел обострилась именно в последнее время? Какие факторы на это повлияли?

— Среди факторов, влияющих на гибель пчел, можно выделить в первую очередь глобальное изменение климата и резкие погодные изменения, широкое распространение вредоносного клеща-паразита Варроа, а также бесконтрольное применение пестицидов на полях и опасные болезни, часть из которых просто не лечится. Кроме того, с 2006 года американские специалисты наблюдают феноменальное явление, получившее название «синдром разрушения пчелиных семей»: по необъяснимым причинам рой медоносных пчел улетает в неизвестном направлении, но домашние пчелы не могут существовать без улья. Такой пчелосемье попросту не выжить.
— Многие считают, что пчелы вымирают из-за применения инсектицидов, в особенности от некачественных «китайских» продуктов. Это действительно так?

— Нам поступает информация от пчеловодов, что причиной гибели пчел в прошлом году было применение контрафактных ядохимикатов, не прошедших клинические и регистрационные испытания и произведенных в Китае и Корее, но документов, подтверждающих этот факт, у нас нет. Возможно, они есть в районах, пострадавших от отравления контрафактными пестицидами.

— Как, на ваш взгляд, можно было бы улучшить сотрудничество сельхозпроизводителей и пчеловодов, выстроить диалог между ними, чтобы вместе предотвратить ухудшении проблемы вымирания пчел?

— Полагаю, что пасечникам стоит уделять особое внимание превентивным и профилактическим мероприятиям: правильно подготовить пчел к зимовке, сделать запас качественного и проверенного корма и провести должную санитарную обработку. А также важно наладить добрые соседские отношения с фермерами в округе. Опыление сельскохозяйственных культур — это взаимовыгодный процесс, где должен преобладать здравый смысл. Необходимо выстраивать конструктивный диалог с аграриями, в основу которого лягут факты, а не эмоциональные домыслы. Чтобы избежать недоразумений, фермеры должны соблюдать правила применения пестицидов и разъяснять пчеловодам риски, связанные с этим. Необходимо заранее предупреждать о предстоящих обработках и устанавливать информационный обмен с пасеками, находящимися рядом.
Алексей Поцелуев, главный агроном ООО «Заречье» (Краснодарский край, Тихорецкий район). Предприятие занимается растениеводством: выращивает пшеницу, кукурузу, подсолнечник, сахарную свеклу, рапс. Посевная площадь составляет 3800 гектаров.

— Насколько актуальна для вашего хозяйства проблема увеличения инсектицидных обработок, особенно для такой культуры, как рапс?

— Проблема инсектицидных обработок сейчас актуальная для всех культур, не только для рапса. Дело в том, что мы наблюдаем серьезные изменения климата. Зимы становятся все более теплыми, устойчивого снежного покрова, как следствие, тоже нет. Плюс ко всему, добавляется чрезмерная распаханность земель. Эти факторы привели к тому, что количество насекомых, вредителей существенно возросло. Так, например, три года подряд в Краснодарском крае свирепствует хлопковая совка. В жарком климате численность вредителя становится очень высокой, а контролировать его с помощью инсектицидов довольно сложно. Очень высокая вредоносность наблюдается и на подсолнечнике. Два года назад Краснодарский край буквально превратился в один большой аэропорт. Самолетов, обрабатывающих поля, летало очень много.
Помимо всего прочего, существует проблема и с луговым мотыльком, и даже саранчой, которая приходит к нам из Дагестана.
— В прошлом году в связи с массовой гибелью пчел по всей России многие стали связывать это с чрезмерным применением инсектицидов. Какую позицию вы как представитель отрасли сельского хозяйства занимаете в этом вопросе?

— Этот вопрос крайне неоднозначный, и рассматривать его нужно со всех сторон. Да, мы все понимаем, что климат меняется, и вследствие этого учащаются инсектицидные обработки. Сельхозпроизводителям приходится постоянно искать баланс между качеством и ценой препаратов и себестоимостью урожая. Получить хороший урожай высокого качества — задача не из легких.

Основные медоносы на поле в Краснодарском крае — это подсолнечник, рапс, кормовые травы, гречиха, горчица. И в то же время это одни их самых маржинальных культур, выращиванию которых уделяется повышенное внимание, в том числе и в плане защиты от вредителей.

Если раньше существовала целая сеть семенных инспекций, занимающихся фитомониторингом и прогнозированием возникновения заболеваний, то сейчас эта работа практически легла на плечи хозяйств. К сожалению, Россельхозцентр, в ведомстве которого находится эта деятельность, сегодня не имеет достаточного финансирования и количества специалистов для ее качественного выполнения. Хозяйства тоже экономят на персонале, поэтому не всегда могут вовремя заметить появление вредителя на полях, и обработки приходится проводить поздно, когда культура уже цветет. Иначе не спасти урожай.

В целом сельхозпредприятия относятся положительно к размещению пасек на своих полях, ведь при опылении пчелами даже гибридный подсолнечник может дать прибавку 2–3 ц/га. От этого никто не откажется. Однако среди пчеловодов есть те, кто предупреждают хозяйства о размещении пасек на их полях, а есть те, кто этого не делает. Есть и такие пчеловоды, которые работают буквально под «черным флагом»: кочуют по всей России и ставят пасеки, где хочется, никому об этом не сообщая. На мой взгляд, это абсолютно безответственный подход к работе.
— Есть также мнение, что пчелы гибнут в основном из-за обработок дешевыми китайскими препаратами. Вы согласны с этим?

— Да, действительно, стремясь сэкономить, многие хозяйства покупают дешевые китайские препараты. Они руководствуются принципом «после нас хоть потоп». Мы в свою очередь подбираем только качественные, проверенные препараты. Например, у компании Bayer очень широкая линейка СЗР, в частности, инсектицидов. Есть в ней такие эффективные средства, как Биская, Протеус. Каждый год компания проводит испытания новых средств, что отвечает стратегии антирезистентности. При правильном применении, соблюдении сроков и регламента обработки качественные препараты не наносят вреда окружающей среде.

— Насколько нам известно, в вашем сельхозпредприятии есть собственная пасека. Как вы регулируете вопрос с инсектицидными обработками?

— Мы решаем этот вопрос очень просто: договариваемся, когда проводить обработку, находимся в постоянном контакте со специалистами, занимающимися пчелами. Если нужно провести инсектицидную обработку — звоним и предупреждаем. Подбираем препараты, регламент обработки. Если есть возможность, делаем обработку вечером, в отсутствие лета пчел.
Вообще в заключение хочу подвести итог и сказать, что любые проблемы решаемы, если применять ответственный и системный подход. Важно договариваться, вести диалог, быть в контакте. Мы все работаем на одной земле, у нас общая цель — обеспечить продовольственную безопасность страны. Нам, например, пчеловоды звонят еще осенью, спрашивают, где можно разместить пасеки. Практика показала, что тот, кто ответственно подходит к работе, защищен от подобных проблем в будущем. Необходимы обратная связь и согласованность действий.
Людмила Усольцева
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ >>