Дата публикации: 15 апреля 2021
Как повлияют на отрасль АПК
новая система прослеживаемости зерна и регулирование экспорта

Интервью: Вице-президент Российского зернового союза Александр Корбут проанализировал эффективность новых инициатив Правительства: создание единой государственной системы прослеживаемости зерна и продуктов его переработки, проект закона «О семеноводстве», введение экспортных пошлин.

Из материала вы узнаете:
– Сможет ли проект закона «О семеноводстве» защитить производителей семян от недобросовестных игроков.
– Как можно компенсировать рост цен на продукты питания без введения экспортных пошлин.
Александр Корбут, вице-президент Российского зернового союза
Государственное регулирование зернового рынка является одним из важнейших факторов развития зерновой отрасли, опосредованно влияет на процесс модернизации АПК, внедрение передовых технологий и цифровых решений. Однако не все инициативы аграрии встречают с благосклонностью. Так, в начале этого года стало известно о создании единой государственной системы прослеживаемости зерна и продуктов его переработки. Эксперты отмечают, что эта мера негативно отразится на рентабельности сельхозпроизводителей и развитии российского АПК в целом. Мы попросили вице-президента Российского зернового союза Александра Корбута проанализировать эффективность новых инициатив Правительства в этой сфере.
— Александр Вадимович, какую роль, с вашей точки зрения, в развитии рынка зерна сыграло государственное вмешательство?

— Результаты развития рынка зерна можно без преувеличения назвать фантастическими. Россия уже давно в пятерке мировых экспортеров пшеницы, а последние годы наша страна вообще номер один. Государство, действительно, создало для этого необходимый минимум — была обеспечена поддержка общих условий, повысилась доступность кредитов, были приняты определенные меры по улучшению условий закупок новой техники (хотя ее списание опережает поступление). Был единичный случай поддержки строительства трех небольших портовых терминалов. Несомненно, правильным решением являлась несвязанная поддержка, но ее объемы были крайне незначительны, да и теперь она исчезла как самостоятельная позиция. Но основные инвестиции обеспечил частный бизнес, который еще до всех государственных заявлений осознал, что экспорт является драйвером развития аграрной экономики. Именно частные инвестиции обеспечили рост мощностей портовых элеваторов с 2,5 до 55 млн тонн перевалки в год, частные деньги пошли на закупку зерновозов и автотранспорта, приобретение техники и оборудования.
справка
Закон о создании единой государственной системы прослеживаемости зерна и продуктов его переработки 30 декабря 2020 года подписал Владимир Путин. Он вступит в силу с 1 января 2022 года. Федеральная информационная система позволит отследить жизненный цикл зерна от производства до выпуска в обращение. В нее будет включаться информация о производителях, собственниках, перевозчиках зерна, данные о компаниях, осуществляющих хранение зерна, грузоотправителях, грузополучателях, партиях зерна и их потребительских свойствах, о закупках зерна в федеральный интервенционный фонд и многие другие данные. Участники зернового рынка будут обязаны оформлять сопроводительные документы, в которых должна содержаться информация о партии зерна или продуктов его переработки. Без этих документов продать зерно на территории России или экспортировать его будет нельзя. Чтобы их получить, нужно провести лабораторные исследования за счет средств производителя.
— Именно с регулированием зернового экспорта связана одна из новых законодательных инициатив государства — введение экспортных квот и повышение вывозных таможенных пошлин на зерно, семена подсолнечника, рапс и сою. Многие сельхозпроизводители восприняли эту инициативу крайне негативно. Как относится к ней Российский зерновой союз?

— Мы не приветствуем такую инициативу. Объясню, почему. Введение экспортных ограничений мотивируется необходимостью не допустить роста внутренних цен на продовольствие в Российской Федерации, при том что зерно само по себе не продается на прилавках. По оценкам Российского зернового союза, средние издержки на производство пшеницы выросли в 2020 г. на 10–15%. Значит, в условиях опережающего роста стоимости всех используемых для этого ресурсов необходимо решить вопрос о компенсации части выпадающих доходов сельхозтоваропроизводителей, а также отказаться от ограничений, направленных на искусственную поддержку других подотраслей АПК, в том числе экспорта их продукции.

«Плавающая пошлина», введенная уже с нового сельхозгода, грозит рядом долгосрочных негативных последствий для АПК. Так, по нашим оценкам, применение данной меры повлечет за собой падение доходов производителей пшеницы как минимум на 4000–4500 рублей на тонну. И чем дальше крестьянин от портов, тем больше и потери. Следом сократятся инвестиции в производство, развитие АПК замедлится, а потом и вовсе стагнирует.
При этом проблема с ростом цен на продукты питания вряд ли будет кардинально решена таким образом.
— Тем не менее это уже новая реальность, в которой придется существовать нашим предприятиям-экспортерам зерновых и масличных. Есть ли какие-либо возможности снизить негативное влияние инициативы на АПК и при этом реально компенсировать рост цен для части населения с низкими доходами?

— Проблема цен лежит совсем не в плоскости экспорта пшеницы. Компенсировать растущие цены на продукты нашим согражданам с низкими доходами можно целевой продовольственной поддержкой. А для поддержки снабжения зерном других отраслей АПК более рационально было бы использовать интервенционный фонд. Если говорить о последствиях для АПК, то было бы разумно ограничить действие уже введенных экспортных ограничений текущим сельскохозяйственным сезоном.

— Еще одна законодательная инициатива — проект закона «О семеноводстве» — призвана защитить производителей семян от недобросовестных игроков, повысить их конкурентоспособность. Насколько новый закон в его существующей редакции способен решить эти задачи?
— Совершенно не способен. Он содержит множество противоречий. С одной стороны, говорится об устранении искусственных административных барьеров в сфере семеноводства. С другой стороны, законопроект вводит 29(!) новых обязательных требований к сельхозпроизводителям, а также функций и полномочий для федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ).

Именно ФОИВ (а не техническими регламентами), согласно документу, будут устанавливаться обязательные требования к сортовым и посевным показателям качества семян. Это противоречит законам о техническом регулировании, об обязательных требованиях и о государственном и муниципальном контроле в РФ.
Вводится запрет на любое использование семян, которые не отвечают требованиям, установленным ФОИВ, при этом для ФОИВ предусмотрено право делать исключения из этого правила для отдельных компаний или предписывать уничтожение семян для других. Именно ФОИВ, а не потребитель, будут определять полезные свойства семян, а также устанавливать порядок реализации и транспортировки партий семян. Определены обязательные для семеноводов государственные услуги, которые обойдутся производителям в 2–3 млрд рублей… И это далеко не все. Многие положения противоречат не только Конституции РФ и ранее принятым федеральным законам, но и здравому смыслу.

Мы надеемся, что наши аргументы будут услышаны, и законопроект не будет принят в существующем варианте.

— Наконец, нововведение, которое запланировано на 2022 год — создание в России федеральной информационной системы контроля качества и прослеживаемости зерна. Какой эффект мы будем наблюдать от этой системы?

— Смотря для кого. Для чиновников и надзирателей — это увеличение функций и бюджета, про другие возможности для них не буду говорить, думаю, читатели сами знают. Для агрария — это дополнительные расходы, и финансовые, и временные, а также риски: чуть что — сразу штраф. Все расходы у нас традиционно перекладываются на зернопроизводителя, значит рентабельность будет ниже, стимулов для производства тоже станет меньше.

Вообще последние 30 лет рынок зерна развивался динамично и эффективно, только в основном не благодаря, а вопреки деятельности чиновников. Думаю, и эти изыски мы переживем, вопрос — с чем выйдем в будущее.
Комментарий сельхозпроизводителя
Антон Пермяков, председатель Совета директоров ОАО «Верхнехавский элеватор», лидер Воронежского регионального отделения «Партии Дела»:
Антон Пермяков
Обсуждение создания единой системы прослеживаемости зерна длится уже 2–3 месяца, но никаких конкретных инструкций и предложений по этому поводу нет. И комментировать тут нечего, потому что нет предмета комментария.

На сегодняшний день с помощью системы «Меркурий» прослеживается фуражное зерно. Программа работает достаточно давно, процесс отлажен. Пшеницу 3-го и 4-го класса тоже предполагается отслеживать по какой-то системе, но как это будет выглядеть в реальности, пока непонятно. Если новая система будет аналогична «Меркурию», то никаких дополнительных затрат для сельхозпроизводителей это не повлечет. Всё, что надо будет делать, — вовремя оформлять документы.
Вообще, на мой взгляд, сама идея прослеживаемости зерна — правильная. Но это не должно быть обременительно для сельхозпроизвоителя. Поэтому хочется надеяться, что новая система будет работать четко, без сбоев и не вызовет серьёзных осложнений на рынке зерна.
Лариса Никитина
фото: Иван Макеев / Медиагруппа «Комсомольская правда», mcx.ru
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ >>