Игорь Тисленко, региональный директор по ЮФО ГК «Интерлизинг»:
— По последним данным (на конец 2017 года), в портфеле ГК «Интерлизинг» доля агробизнеса составляет порядка 10%, при этом на Юге России этот показатель существенно выше — около 50%. Последние годы число клиентов, занимающихся сельскохозяйственным бизнесом, стабильно растет, что обусловлено как в целом подъемом отрасли и высокой урожайностью, так и появлением государственных программ поддержки сельхозтоваропроизводителей.
Александр Михайлов, генеральный директор АО «ЛК «Европлан»:
— «Европлан» специализируется на лизинге легкового, грузового, коммерческого автотранспорта, продажи которого занимают практически всю долю в портфеле компании, а также спецтехники. Пока финансирование техники для сельхозпроизводства и сельхозпереработки занимает незначительную долю в портфеле. Но при этом клиенты из сферы агробизнеса представлены во многих регионах России: Вологда, Саранск, Омск, Санкт-Петербург и, конечно же, южный регион — Ростов, Краснодар, Воронеж.
Дмитрий Чернышев, член правления CARCADE:
— Компания CARCADE работает с клиентами, представляющими разные сегменты бизнеса, в том числе, агробизнес и производство продуктов питания. Их доля пока относительно небольшая, но общее количество таких лизингополучателей увеличивается: по итогам 2017 года CARCADE заключила в два раза больше договоров лизинга с представителями сельского хозяйства и пищевого производства, чем в аналогичном периоде прошлого года. Драйверами такого роста стали как общая стабилизация экономики в 2017 году и программы господдержки аграрного сектора, так и совершенствования наших собственных процессов: упрощение процедуры оценки и повышение доступности экспресс-финансирования для компаний самых разных сфер деятельности — в том числе сельхозпредприятий. Традиционно более активны клиенты из Южного федерального округа, где агросектор играет существенную роль. Представительства CARCADE здесь открыты в Волгограде, Краснодаре, Сочи и Ростове-на-Дону.
Александр Михайлов:
— Действие госпрограммы субсидирования автолизинга привело к увеличению спроса на коммерческий и грузовой автотранспорт. Уже освоившие лизинг спецтехники представители аграрного бизнеса оценили лизинг как выгодный финансовый инструмент и стали активнее использовать возможность приобретения в лизинг не только спецтехники, но и автотранспорта. Очевидно, что основная масса договоров была заключена в рамках программы поддержки автолизинга. Среди аграриев были предпочтительнее автомобили, которые производятся на территории России: ГАЗ, ПАЗ, УАЗ, КАМАЗ.
Игорь Тисленко:
— Основной объем закупок в 2016–2017 годах приходился на технику российского производства. Из специализированной техники, это, конечно, комбайны и трактора производства Ростсельмаш, трактора «Кировец» Петербургского тракторного завода и различное навесное оборудование к ним. Также, естественно, высоким спросом пользуются грузовые автомобили и самосвалы сельхозназначения.