Дата публикации: 6 июля 2018
КРУГЛЫЙ СТОЛ:
ПЕРСПЕКТИВЫ АВТОЛИЗИНГА ДЛЯ АГРАРИЕВ
В РАЗГОВОРЕ УЧАСТВУЮТ:
Игорь Тисленко
региональный директор по ЮФО ГК «Интерлизинг»
Дмитрий Чернышев
член правления CARCADE
Александр Михайлов
генеральный директор АО «ЛК «Европлан»
— До недавнего времени агропредприятия, в частности МСБ в аграрном секторе, не были активными клиентами лизинговых компаний (за исключением лизингодателей, которые занимаются сельхозтехникой). Как меняется ситуация в последние годы? В каких регионах, по вашим наблюдениям, клиенты-аграрии наиболее активны?
Игорь Тисленко, региональный директор по ЮФО ГК «Интерлизинг»:
— По последним данным (на конец 2017 года), в портфеле ГК «Интерлизинг» доля агробизнеса составляет порядка 10%, при этом на Юге России этот показатель существенно выше — около 50%. Последние годы число клиентов, занимающихся сельскохозяйственным бизнесом, стабильно растет, что обусловлено как в целом подъемом отрасли и высокой урожайностью, так и появлением государственных программ поддержки сельхозтоваропроизводителей.

Александр Михайлов, генеральный директор АО «ЛК «Европлан»:
— «Европлан» специализируется на лизинге легкового, грузового, коммерческого автотранспорта, продажи которого занимают практически всю долю в портфеле компании, а также спецтехники. Пока финансирование техники для сельхозпроизводства и сельхозпереработки занимает незначительную долю в портфеле. Но при этом клиенты из сферы агробизнеса представлены во многих регионах России: Вологда, Саранск, Омск, Санкт-Петербург и, конечно же, южный регион — Ростов, Краснодар, Воронеж.

Дмитрий Чернышев, член правления CARCADE:
— Компания CARCADE работает с клиентами, представляющими разные сегменты бизнеса, в том числе, агробизнес и производство продуктов питания. Их доля пока относительно небольшая, но общее количество таких лизингополучателей увеличивается: по итогам 2017 года CARCADE заключила в два раза больше договоров лизинга с представителями сельского хозяйства и пищевого производства, чем в аналогичном периоде прошлого года. Драйверами такого роста стали как общая стабилизация экономики в 2017 году и программы господдержки аграрного сектора, так и совершенствования наших собственных процессов: упрощение процедуры оценки и повышение доступности экспресс-финансирования для компаний самых разных сфер деятельности — в том числе сельхозпредприятий. Традиционно более активны клиенты из Южного федерального округа, где агросектор играет существенную роль. Представительства CARCADE здесь открыты в Волгограде, Краснодаре, Сочи и Ростове-на-Дону.

Александр Михайлов:
— Действие госпрограммы субсидирования автолизинга привело к увеличению спроса на коммерческий и грузовой автотранспорт. Уже освоившие лизинг спецтехники представители аграрного бизнеса оценили лизинг как выгодный финансовый инструмент и стали активнее использовать возможность приобретения в лизинг не только спецтехники, но и автотранспорта. Очевидно, что основная масса договоров была заключена в рамках программы поддержки автолизинга. Среди аграриев были предпочтительнее автомобили, которые производятся на территории России: ГАЗ, ПАЗ, УАЗ, КАМАЗ.

Игорь Тисленко:
— Основной объем закупок в 2016–2017 годах приходился на технику российского производства. Из специализированной техники, это, конечно, комбайны и трактора производства Ростсельмаш, трактора «Кировец» Петербургского тракторного завода и различное навесное оборудование к ним. Также, естественно, высоким спросом пользуются грузовые автомобили и самосвалы сельхозназначения.
СПРАВКА
В рамках программы льготного лизинга «Российский фермер» подразумевается предоставление автотранспортных средств в лизинг физическим, юридическим лицам, а также индивидуальным предпринимателям со скидкой на уплату первоначального взноса в размере 10% от стоимости предмета лизинга, но не более 500 тыс. руб. на одно транспортное средство с последующим возмещением выпадающих доходов лизинговых организаций за счет средств федерального бюджета.
Со второго полугодия 2017 года в рамках реализации программы льготного лизинга и программы «Российский фермер» для лизингополучателей предоставляемая скидка увеличивается с 10 до 12,5% от стоимости колесного транспортного средства-предмета лизинга, но не более 625 тыс. руб. на одно транспортное средство. Данная программа предоставляет более выгодные условия получения колесных транспортных средств в лизинг и позволяет привлечь на рынок покупателей, ранее не имевших возможность взять в лизинг новое транспортное средство.
— Обычно о том, что клиент важен для компании, говорит наличие преференций, которые она готова ему предоставить. Есть ли у вас такие преференции для аграрных предприятий? Вы упоминали, что аграрии оценили преимущества лизинга: какие возможности лизингового договора являются для них привлекательными?
— Мы предлагаем ряд специальных условий таким клиентам. Для нас важно, что аграрный сектор в принципе повлиял на активизацию сегмента лизинга в 2017 году и продолжает оказывать влияние в настоящее время. Также АПК продолжает получать поддержку от программ импортозамещения. Сельское хозяйство активно развивается, реализует проекты и нуждается в транспорте. Поэтому мы финансируем представителей этого сегмента и предлагаем им самые выгодные условия лизинга в сопровождении полезных для предприятий сопутствующих сервисов, стоимость которых можно оплачивать в рассрочку, например, комплексной страховой защиты рисков. Для клиентов мы также предлагаем выбор возможностей реструктуризации графика платежей, что продолжает быть актуальным.

Дмитрий Чернышев
член правления CARCADE
— Начну со второй части вопроса. Приобретение техники в лизинг выгодно для агропроизводителя по ряду причин, среди которых и скорость оформления сделки, и отсутствие каких либо залогов, в сравнении с кредитом, и возможность получения дополнительной скидки на технику, которая в ряде случаев может достигать 25%. Если говорить о развитии взаимоотношений лизингодателей и агросектора, то у ГК «Интерлизинг» сегодня существует специальная программа для приобретения сельскохозяйственной техники, позволяющая любому фермеру, сельхозтоваропроизводителю или индивидуальному предпринимателю в кратчайшие сроки и с минимальным пакетом документов приобрести необходимую технику на очень привлекательных условиях, естественно, с оговоренными субсидиями и скидками. Наиболее востребованными среди наших программ для клиентов АПК можно назвать следующие: программа лизинга без оценки финансового состояния; экспресс-лизинг, по которому возможен аванс от 10% и требуется минимальный комплект документов; очень интересная и актуальная, на мой взгляд, программа — специальные условия по навесному оборудованию. И, конечно, нельзя не упомянуть совместные программы с компанией Ростсельмаш и Петербургским тракторным заводом.

Игорь Тисленко
региональный директор по ЮФО ГК «Интерлизинг»
— Вопрос о преимуществах лизинга, по-моему, в дополнительных комментариях не нуждается. Что касается взаимоотношений с малым и средним бизнесом, то, действительно, у нас множество специальных предложений для всех категорий МСБ. Что касается конкретно аграрного сектора, мы участвуем в адресной программе «Российский фермер». В рамках программы лизингополучателям, имеющим право на дополнительные меры государственной поддержки, лизинговая компания предоставляет возмещаемую государством скидку по уплате авансового платежа в размере до 12,5% от цены приобретения транспортного средства.

Александр Михайлов
генеральный директор АО «ЛК «Европлан»
— То есть можно сказать, что госпрограммы в сфере поддержки лизинга, стали хорошим стимулом для дальнейшего взаимодействия аграриев и лизинговых компаний?
Александр Михайлов:
— Безусловно. Так, программа поддержки автолизинга — это прямая, целевая, работающая программа. Она поддержала сразу несколько рынков — и автомобильный, и клиентов из десятков отраслей экономики, которые используют автомобили в бизнесе, и аграрные предприятия занимают в этом ряду не последнее место. Кроме того, поддержка государства является значимой для клиентов аграрного сектора, которые получают субсидию 12,5%. Иными словами, первоначальный взнос (аванс) по договору для этой категории клиентов будет снижен, что существенно облегчает сделку и стимулирует приобретение необходимой техники.

Игорь Тисленко:
— То, что государственная политика очень сильно повлияла на развитие сельского хозяйства — безусловный факт. В этом ключе переоценить роль господдержки АПК в последние годы сложно! Благодаря действующим субсидиям и программам поддержки удалось существенно обновить парк техники российских аграриев, что, безусловно, позитивно сказывается как на самих клиентах, качестве их продукции, снижении издержек, так и экономике отрасли в целом.

10%
доля агробизнеса в портфеле
ГК «Интерлизинг»
— Существуют ли у самих производителей «предметов лизинговых договоров», тех же автопроизводителей, с которыми вы работаете, специальные программы, которыми могут воспользоваться отечественные фермеры?
Александр Михайлов:
— Могу привести пример из нашей практики: «Европлан» сотрудничает и разрабатывает партнёрские программы с представительствами автопроизводителей в России, импортерами и дилерами автомобилей. В рамках специальных программ клиенты, в том числе сельхозпроизводители, могут приобрести автомобили более 60 ведущих мировых марок со скидками и на специальных лизинговых условиях. В зависимости от марки и программы клиенты получили возможность минимизировать расходы своего бизнеса благодаря таким опциям, как нулевое удорожание, минимальный или отсутствующий обязательный аванс, сниженные ежемесячные и выкупные платежи.
МНЕНИЕ
Валерий Банькин
генеральный директор ООО «МАКС» (Волгоградская область)
«Основной профиль деятельности нашей компании — растениеводство. Мы воспользовались возможностью приобретения техники в лизинг в 2018 году, заключив договор с компанией «Интерлизинг». В данном случае именно лизинг для нас был оптимальным финансовым инструментом: он обеспечивает финансирование в полном объеме и не требует немедленного осуществления платежей, что позволяет обновлять парк без отвлечения значительных средств из хозяйственной деятельности.
Стоит отметить, что лизинговые компании заинтересованы в сельхозпроизводителях как в клиентах. В качестве аргумента могу привести оперативное оформление необходимых документов после заявки на приобретение оборудования. В результате взаимодействия с лизингодателем мы получили возможность своевременно решить проблему нехватки денежных средств для приобретения техники»


»
— То есть агропредприятия интересны и лизингодателям, и их партнерам-производителям, с точки зрения роста продаж они считают агросектор перспективным? Какое место в планах лизинговых компаний занимают предприятия из сферы сельхозпроизводства и сельхозпереработки?
— Перспективность и инвестиционная привлекательность АПК обращает внимание нашей компании на работу с клиентами из этого сектора. В частности, CARCADE активно принимает участие в программе государственного субсидирования и внедряет те подпрограммы в ее рамках, которые интересны представителям сельского хозяйства. Для клиентов CARCADE открыта возможность использовать льготу в рамках программы, о которой мы уже упоминали сегодня, — «Российский фермер». Мы планируем и в дальнейшем развивать сотрудничество с клиентами из агробизнеса, создавая для них специальные продукты и предоставляя им в лизинг на простых и выгодных условиях автомобили, включая коммерческие, и спецтехнику. Сейчас представителям этого сектора экономики, как и другим клиентам CARCADE, доступны упрощенные системы оценки бизнеса в рамках заключения лизинговой сделки, а также подбор индивидуальных условий финансирования, комплексное страхование, бесплатный электронный документооборот.

Дмитрий Чернышев
член правления CARCADE
— Для ГК «Интерлизинг» сельскохозяйственное направление является одним из приоритетных. Последние годы мы вкладываем много сил в развитие данного направления, понимая его высокую значимость. В следующем году мы планируем дальнейшее расширение программ и продуктов для клиентов АПК, которые позволят оказывать первоклассные услуги по обновлению и расширению парков техники и автотранспорта клиентам на всей территории России.

Игорь Тисленко
региональный директор по ЮФО ГК «Интерлизинг»
— Мы готовы работать с надежными лизингополучателями, а практика последних лет показывает, что агропредприятия уверенно стремятся войти в эту группу. Я думаю, в этом секторе будет расти конкуренция, и о конкурентоспособных предложениях, о преимуществах нужно думать уже сегодня. Например, мы готовы предлагать вместе с финансированием легкового, коммерческого и грузового транспорта дополнительные услуги, которые включают в себя страхование автомобилей, регистрацию автотранспорта в Госавтоинспекции и самоходных машин в органах Гостехнадзора, топливную программу, программу автопомощи на дорогах и услугу выкупа автомобилей. Для агропроизводителей эти предложения могут быть интересными и актуальными, ведь в сельском хозяйстве время — необыкновенно ценный ресурс.

Лариса Никитина

Александр Михайлов
генеральный директор АО «ЛК «Европлан»
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ >>