— С какими сложностями может столкнуться агропредприятие, внедряя в работу IT-решения?
— Основная сложность для российского АПК, как, впрочем, и для многих других отраслей — это нехватка кадров, причем не просто кадров, а квалифицированных специалистов, готовых воспринимать что-либо новое. Я достаточно часто повторяю: наши механизаторы прекрасно справляются с машинами, но плохо — с компьютерами. Что происходит на практике? Допустим, руководитель хозяйства принял решение внедрять технологии точного земледелия. Но когда реализация доходит до уровня простых механизаторов, выясняется, что они не готовы постоянно носить с собой какие-то флешки, нажимать на разные кнопки, им это все не понятно. Поэтому CLAAS, разрабатывая новые цифровые продукты, ориентируется на максимальное упрощение процесса взаимодействия механизатора с машиной. То есть, к примеру, чтобы собрать карту урожайности, оператору не нужно производить каких-либо дополнительных манипуляций, все происходит автоматически. Самые совершенные и сложные технологии должны быть доступны даже специально не подготовленным пользователям: цифровизация должна не усложнять, а упрощать уже существующие процессы, развиваться по принципу «от сложного к простому». Специальные дополнительные компетенции в использовании цифровых продуктов нужны среднему уровню специалистов: агрономам, инженерам, менеджерам, а для людей, работающих на машинах, все должно быть максимально просто.
— На какие предприятия рассчитаны такие системы (только крупные агрохолдинги, небольшие фермерские хозяйства, др.)?
— Чем больше и разнообразнее парк техники, тем актуальнее вопрос автоматизации процессов, соответственно, для средних и крупных предприятий подобные системы наиболее актуальны. В агрохолдингах формируется такое количество данных, что обработать их вручную практически невозможно, поэтому они используют TELEMATICS. Однако с огромным массивом информации сложнее работать с точки зрения анализа и оперативной корректировки своих действий. А вот средние хозяйства, как правило, наоборот, имеют возможность быстрее делать выводы из получаемых сведений и вносить изменения в бизнес-процессы, поэтому TELEMATICS является для них удобным инструментом повышения рентабельности.
— Можно ли внедрять цифровые решения «по частям»?
— Да, разумеется, цифровые решения можно внедрять и по частям, разбивая весь процесс на этапы. Многие компании именно так и поступают. Главное — необходимо сразу выбрать единую платформу, создать базу, которую впоследствии можно будет масштабировать. То есть если вы планируете постепенно выстраивать 20-этажное здание, то и фундамент под него сразу нужно закладывать соответствующий. И базовые программы необходимо сразу приобретать с перспективой на расширение функционала и рост объема операций.
— Насколько активно государство идет навстречу в работе по внедрению цифровых решений в АПК? Такие технологии достаточно затратны и поэтому достаточно дороги. Есть ли сегодня у сельхозпроизводителей возможность приобрести современное оборудование с какими-либо льготами от самой компании или поддержкой государства? Что делает CLAAS для того, чтобы высокие технологии стали доступнее?
— Многое зависит от конкретного региона. К примеру, в отдельных регионах Российской Федерации 30–50% затрат сельхозпроизводителей на цифровизацию субсидируется из регионального бюджета. Это касается многих проектов, включая системы автоматического вождения. Программа Минсельхоза также подразумевает, что к 2024 году до 100% контрактов на приобретение цифровых решений будет так или иначе субсидироваться. Кроме того, сами производители также заинтересованы в том, чтобы делать свою продукцию более доступной. К примеру, в машинах CLAAS уже в базовую комплектацию входят отдельные цифровые решения, кроме того, каждая из них имеет ту самую базу, на которой сельхозпроизводитель всегда, при желании, может начать создавать собственное цифровое пространство.
Лариса Никитина