Дата публикации: 15 ноября 2018
Bayer
Махон Бреннан:
«Современные технологии изменили селекцию растений»
В октябре на базе НИУ «Высшая школа экономики» был запущен Центр технологического трансфера в партнерстве с Bayer. В рамках его работы будет осуществляться передача России инновационных технологий в области селекции сельхозкультур и цифрового земледелия. Центр будет координировать процесс трансфера, отбор заинтересованных получателей, а также организацию образовательных мероприятий для российских специалистов в области селекции при участии ведущих экспертов Bayer. Первый семинар, посвященный практическим аспектам применения современных технологий ускоренной селекции, уже прошел в Москве. Руководитель селекционных программ в Европе и на Ближнем Востоке компании Bayer Махон Бреннан рассказал, как интегрировать работу с большими данными (Big Data), интеллектуальную аналитику, полногеномную селекцию в процесс создания коммерческих гибридов и сортов. Эксперт также ответил на вопросы журнала «Аграрная политика».
Махон Бреннан, руководитель селекционных программ в Европе
и на Ближнем Востоке компании Bayer
— Махон, какие современные технологии сегодня применяются в селекции сельскохозяйственных культур?
— Стремительное развитие технологий, связанных с получением и обработкой данных, очень изменило селекцию растений. Еще 5–10 лет назад невозможно было представить, что селекционеры будут использовать в своей работе такие инструменты. Например, сегодня мы можем применять предиктивную аналитику. Если говорить простым языком, эта методика основана на использовании различных данных для того, чтобы на их основе предсказать, что может произойти и почему. Это методика, опирающаяся именно на анализ больших объемов данных для прогнозирования на «будущее». То есть мы используем информацию, алгоритмы и статистические модели, чтобы спрогнозировать, что произойдет в будущем. Селекционеры могут оперировать разными данными, например, информацией с рынков, чтобы еще на стадии создания понять, насколько будет успешным по продажам тот или иной гибрид. Я думаю, что предиктивная аналитика до неузнаваемости изменит селекцию растений в ближайшие 10 лет.
справка
Центр технологического трансфера будет вести свою деятельность по четырем основным направлениям: трансфер гермоплазмы ключевых для России сельскохозяйственных культур, передача молекулярных средств селекции, создание учебно-научного центра биотехнологии растений и доступ к решениям в области цифрового земледелия.

Трансфер технологий включает передачу гермоплазмы семидесяти линий по шести ключевым культурам (кукуруза, соя, рапс — яровой и озимый, пшеница — яровая и озимая), а также образовательные мероприятия для российских селекционеров на базе одного из европейских исследовательских центров компании.

Вторым направлением трансфера технологий станет передача молекулярных средств селекции семян таких культур, как кукуруза, соя, рапс, пшеница, томат, огурец и капуста с актуальными протоколами использования. По данному направлению работы Bayer также предоставит экспертное сопровождение.

Получатели лицензий на генетический материал и молекулярные средства селекции Bayer смогут использовать их с целью исследования, разработки, селекции, коммерциализации созданных в результате трансфера технологий гибридов и сортов под собственным брендом.
— Какие конкретно данные использует предиктивная аналитика?
— В первую очередь, это данные с полей —характеристики почв, показатели урожайности, погодные данные и т. д. Кроме того, важно то, что мы можем быстро получать и обрабатывать информацию при помощи современных средств —дронов, спутниковой навигации. У селекционеров есть в распоряжении такие данные, которые еще 5 лет назад было невозможно получить.

Ежегодно собирается порядка 100 терабайт данных с полей. С развитием технологий мы ожидаем, что в следующем году эта цифра увеличится до 200 терабайт. Конечно же, один ученый-селекционер не сможет обработать такое количество информации. Именно поэтому нам необходима предиктивная аналитика на каждой стадии создания семян. Кроме того, современные селекционеры могут использовать возможности искусственного интеллекта и машинного обучения в разработке своих программ. Ученый не может знать все и держать в голове огромный объем данных, но для искусственного интеллекта в этом плане нет лимитов. Простой пример: в Европе в рамках селекционной программы по кукурузе каждый год собирается около 20 млн различных данных.
СПРАВКА. Предикативная аналитика (Predictive analytics) — термин, описывающий ряд аналитических и статистических методов прогнозирования действий или поведения в будущем. Она основана на статистических моделях и позволяет находить закономерности в исторических и транзакционных данных и определять потенциальные риски и возможности.
— Использование возможностей компьютеров, искусственного интеллекта, предсказательной аналитики делает работу селекционеров легче, или все-таки сложнее в том плане, что ученым нужно постоянно обучаться и трансформироваться в мире современных технологий?

— Это делает нашу работу и легче, и сложнее одновременно, но, безусловно, современные технологии сделали ее более эффективной. В этом и заключается суть сельского хозяйства —использовать имеющиеся ресурсы максимально эффективно при помощи технологий. Компания Bayer стремится к тому, чтобы наш научно-исследовательский потенциал использовался максимально эффективно, и тем самым мы мы помогаем повышать производительность аграриев.
СПРАВКА
Махон Бреннан
начал свою карьеру в 1998 году в Институте селекции растений в Кембридже (Великобритания). После нескольких лет научной работы в области селекции перешел в швейцарское подразделение компании Monsanto. Руководил направлением продуктового маркетинга по масличному рапсу и подсолнечнику в Европе и Африке, затем возглавлял направление маркетинга по кукурузе в этом же регионе. После на три года переехал в США, где руководил бизнесом Monsanto в штатах Миссури и Канзас. Затем занял пост коммерческого директора Monsanto в Западной Европе. В настоящее время Махон является руководителем селекционных программ Bayer в Европе, Африке и на Ближнем Востоке. Махон получил степень бакалавра наук в области растениеводства в Университете Абердина и степень магистра в области селекции растений и биотехнологии в Центре Джона Иннеса, Норвич, Англия.

Махон Бреннан
руководитель селекционных программ в Европе
и на Ближнем Востоке компании Bayer
— Значит ли это, что, используя в селекции большое количество «локальных» данных, в будущем станет возможно создать «идеальный» гибрид для конкретного поля?

— Это очень интересный вопрос! Безусловно, использование предиктивной аналитики позволяет нам учитывать больше «локальных» данных, которые собираются на месте, и на основе этого создавать наши гибриды. Мы можем взять конкретное поле одного сельхозпроизводителя, посмотреть на погодные данные за последние 20 лет и на основе алгоритма подобрать наиболее подходящий гибрид. Мы предлагаем фермеру продукт и говорим: «Если вы будете его выращивать, вы получите гарантированно хороший результат». Но нельзя забывать о том, что даже одно и то же поле в разные годы подвергается влиянию разных погодных условий. Бывают сухие сезоны, бывают влажные, бывают холодные или жаркие годы. И мы, конечно, стремимся создавать достаточно гибкие гибриды, которые с учетом этой изменчивости будут все равно давать хороший урожай.

— С какими вызовами, по вашему мнению, столкнется в ближайшем будущем селекция растений? Какие проблемы будут в центре внимания селекционеров?

— В первую очередь стоит назвать изменение климата. Этот процесс неизбежно будет продолжаться и в дальнейшем. Также, безусловно, нельзя не сказать о росте населения Земли. Bayer как компания, которая занимается селекцией растений и производством средств защиты растений, наблюдает за этими процессами и пытается понять, каково наше место в них, предсказать дальнейшей развитие ситуации и найти способы решения проблем.

Что касается вопроса увеличивающейся резистентности болезней и сорняков к пестицидам, то это постоянная проблема. Мы продолжаем довольно успешно решать задачи и в селекции, и в сфере защиты растений. Сейчас технологии, особенно связанные с получением, хранением, накоплением и обработкой данных, очень быстро идут вперед. И мы должны постоянно развиваться, чтобы идти в ногу со временем. Это с одной стороны открывает большие перспективы, а с другой —потребует от селекционеров больших усилий.
Махон Бреннан выступает на семинаре
по практическим аспектам применения
современных технологий ускоренной
селекции растений (Москва)
— Как Bayer видит сотрудничество с Россией в плане передачи технологий, обмена опытом? Почему это так важно для вашей компании?
— Почему Bayer заинтересован в сотрудничестве и инвестициях в Россию? Россия входит в ТОП‑3 стран по размерам земельного банка. Кроме того, в России очень развита технологическая экспертиза, есть сильные научные школы, авторитетная сельскохозяйственная наука. Философия нашей компании основана на том, что в будущем невозможно будет обойтись без сотрудничества и объединения усилий. Никто не будет изобретать что-то в одиночку. Селекционные компании, научные институты, участники рынка будут делиться технологиями друг с другом. И без сотрудничества с фермерами не обойтись: мы многому учимся у них. В последнее время появляются новые партнеры, например, Airbus, Google и Amazon. 10 лет назад ни один из этих игроков не был вовлечен в сельское хозяйство, сегодня же мы используем множество разработанных ими технологий.

Подводя итог, скажу, что компания Bayer намерена развивать сотрудничество на всех уровнях. Мы должны быть открытыми, для этого мы и запустили Центр трансфера технологий. Bayer готов делиться своими знаниями, опытом с российскими селекционерами и научными институтами. И это только начало огромного пути.
Людмила Усольцева
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ >>