Дата публикации: 27 сентября 2024
Новый этап развития индустрии тракторостроения
АО «Росагролизинг» совместно с предприятиями Ростсельмаш, МТЗ-Татарстан и РариТЭК Холдинг развивают производство газомоторной техники.

Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию провел круглый стол, посвященный перспективам применения машин, работающих на газовом топливе. В его работе приняла участие Татьяна Владимировна Антипова, заместитель генерального директора АО «Росагролизинг».

Татьяна Антипова проинформировала сенаторов, что за последние 5 лет компания поставила 102 единицы техники на газомоторном топливе на сумму 650 миллионов рублей. «Наши клиенты понимают преимущества техники на газу и не ждут субсидий на приобретение газомоторной техники, они берут ее даже на коммерческих условиях по рыночным ставкам», — отметила Татьяна Антипова в своем выступлении. Росагролизинг совместно с производителями планирует до конца 2024 года поставить более 100 единиц газомоторной техники. При этом поставки будут осуществляться в том числе на льготных условиях, с субсидируемой ставкой не выше 6 % в год.

В России разработкой газомоторного оборудования и заправочных станций занимается АО «РариТЭК Холдинг». В 2023 году АО «Росагролизинг» и АО «РариТЭК Холдинг» заключили соглашение о сотрудничестве на Петербургском международном газовом форуме. Как отметил генеральный директор Росагролизинга Павел Николаевич Косов, рынок газомоторного топлива в Российской Федерации характеризуется высоким потенциалом, а расширение использования газомоторного топлива позволит достичь положительного эффекта для экономики России, в том числе существенного снижения расходов на топливо в ключевых секторах экономики. Кроме того, использование газомоторного топлива оказывает менее негативное влияние на экологию, способствует укреплению национальной безопасности в области энергоресурсов.

В России пока два сельхозмашиностроительных предприятия представили аграриям свои опытные образцы газомоторных тракторов — Ростсельмаш и МТЗ-Татарстан. Сейчас техника проходит испытания в МИС и сертификацию.

Ростсельмаш впервые на газовом форуме в Санкт-Петербурге показал газомоторный трактор Ростсельмаш 2375. Он относится к 6-му тяговому классу. Таким образом, агромашина стала первым опытом переоборудования высокомощных сельскохозяйственных тракторов для работы на сжиженном природном газе. Трактор оборудован моторной установкой RGK 820.636-380 максимальной мощностью 380 л. с. Общая вместимость топливных баков составляет 1100 л (СПГ), 200 л (КПГ), эксплуатационная — 990/200. Данного объема хватает на 10 моточасов непрерывной работы машины в поле.
Татьяна Антипова, заместитель генерального директора
АО «Росагролизинг»:

— Мы видим достаточно перспективным направление выпуска газомоторной техники по нескольким причинам. Во-первых, это экономичность. Использование техники на газомоторном топливе позволяет уменьшить затраты более чем на 20% по сравнению с бензином и дизелем. Во-вторых, экологичность. Такая техника производит меньше вредных выбросов в атмосферу.
В октябре 2023 года Ростсельмаш 2375 СПГ (метан) прошел обкатку в реальных условиях эксплуатации. Испытания проходили в Татарстане на двух операциях: дискование с 4-рядной дисковой бороной шириной захвата 8,2 метра; чизелевание на глубину 25 см с 5-метровым культиватором. Работы проходили на одном поле с дизельными аналогами российского и зарубежного производства. Условия были одинаковыми. Так, используемая борона рассчитана на мощность трактора до 450 л. с. Газомоторная машина показала производительность на 12% большую, чем эталонный образец на дизельном топливе. На чизелевании в качестве эталона выступал трактор той же мощности, но на гусеничном ходу.

«Мы довольны работой прототипа. Для нашей компании главным было убедиться, что техника не потеряет в мощности при ее переводе с дизельного мотора на газовый. В целом мы получили 360 л. с. номинальной мощности и 380 максимальной. Контрольные замеры показали, что трактор справляется с почвообрабатывающими орудиями», — прокомментировал испытания Олег Стецюк, управляющий товарной группой «Тракторы» Ростсельмаш. Главный же итог испытаний, по мнению эксперта, заключается в экономической составляющей. Затраты хозяйства на заправку трактора дизельным топливом из расчета обработки одного гектара выходят на 70% больше, чем на заправку метаном.
Завод «МТЗ-Татарстан» совместно с «РариТЭК Холдинг» в 2023 году на Всероссийском дне поля в Казани представили аграриям газомоторные тракторы «МТЗ Беларус 1221» и «МТЗ Беларус 2022», а также газозаправочную инфраструктуру в виде криогенного заправщика на сжиженном природном газе «КриоПАГЗ» на базе грузовика Урал.

В июле 2024 года в рамках выставки «АГРОВОЛГА» в Казани «МТЗ-Татарстан» провел первые профессиональные соревнования по управлению газовыми тракторами.
На двух параллельных трассах длиной по 100 метров участники проходили препятствия на газомоторных тракторах «Беларус 1221GT» и показывали фигурное вождение с перестановкой груза и соблюдением разметки. Республиканский чемпионат по профессиональному вождению газомоторных тракторов BELARUS МТЗ-ШОУ посетил Раис Республики Татарстан Рустам Минниханов.

В «РариТЭК Холдинг» отметили, что сейчас испытания газомоторных тракторов идут в Самарской области. Опытные образцы сельхозтехники на газовом оборудовании отлично показывают себя при тестировании на Поволжской государственной зональной машиноиспытательной станции в Кинельском районе. В полях тестируются машины отечественного и белорусского производства – «Беларус-1221GT» с газовым двигателем с криогенным баком на 210 л и Ростсельмаш 2375, оснащенный двумя криогенными баками по 550 л.
Как отметил Максим Михайлович Булова, первый заместитель генерального директора, коммерческий директор ООО «ТПК МТЗ-Татарстан», выпуск газомоторных тракторов можно назвать новым этапом, новым витком развития индустрии тракторостроения. Немаловажно, что быстрыми шагами развивается газовая инфраструктура и заправочные станции. Министерство сельского хозяйства Беларуси также заинтересовалось этим направлением, и один из тракторов производства «МТЗ-Татарстан» скоро отравится в республику на испытания.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ >>