Дата публикации: 26 декабря 2024
Опыт защиты подсолнечника
энтомофагами с применением дронов
Агродрон с дозатором для внесения энтомофага – трихограммы.
Практика внедрения. Насекомые-вредители ежегодно уничтожают значительную часть урожая. При этом традиционные методы борьбы с вредителями влекут за собой повышение инсектицидной нагрузки на растения и могут негативно влиять на количество урожая и его качество. Ведущие агрофирмы России стараются внедрять технологии, которые не ухудшают экологическую обстановку. Сокращение применения химии на полях не только в России, но и во всем мире – миссия, которой следует российская компания «Летай и Смотри Агро» (Flyseeagro), представляющая уникальную технологию защиты растений энтомофагами с применением дронов. Мы пообщались с Василием Николаевичем Птицыным, учредителем компании, чтобы подробнее узнать о преимуществах данного метода и экономической выгоде применения, а также других разработанных новых технологиях. Сергей Анатольевич Семеренко, заведующий лабораторией защиты растений агротехнологического отдела ФГБНУ ФНЦ ВНИИМК, к.б.н., поделился с нами результатами внесения энтомофагов с помощью дронов на селекционные посевы подсолнечника против хлопковой совки в Краснодарском крае.
Расположение:
Краснодарский край,
Калининский сельский округ

Климат края по большей части
умеренно континентальный,
а на Черноморском побережье –
субтропический.
Средняя годовая температура +10 °C,
зимняя –4 °C (январь),
летняя +21 °C (июль).
Годовое количество осадков –
от 400 до 600 мм в равнинной части.

МЕСТО ВНЕДРЕНИЯ
ФГБНУ ФНЦ Всероссийский научно-исследовательский институт масличных культур (ВНИИМК) – ведущее научно-исследовательское учреждение РФ в области селекции и семеноводства масличных и эфиромасличных культур с более чем вековой историей. Главное отделение находится в городе Краснодаре. Площадь пашни, которая включает первое и второе отделение, ОСХ «Березанское» и Вознесенскую опытную станцию, составляет 18 238 га.
Сегодня ВНИИМК – это стратегический центр отечественной селекции, производства семян высших репродукций для ежегодного сортообновления и сортосмены сортов и гибридов подсолнечника, сортов сои, льна, рапса, сурепицы, горчицы, рыжика, кориандра.
МНЕНИЕ Сергея Анатольевича Семеренко, заведующего лабораторией защиты растений агротехнологического отдела ФГБНУ ФНЦ ВНИИМК, к.б.н.

— Сергей Анатольевич, как вы пришли к необходимости использовать энтомофагов для защиты посевов от вредителей?

— Несмотря на то, что нам давно было известно об использовании энтомофагов и дронов для защиты посевов подсолнечника и других культур, использовать дроны для внесения энтомофагов решили весной 2024 года, так как внесение инсектицидов на посевах подсолнечника против гусениц хлопковой совки не всегда эффективно, иногда даже наоборот. К тому же, с экологической точки зрения, применение насекомоядных безвредно для природы, а также безопасно для людей, работающих в поле.

— Когда производилось внесение энтомофагов и на какую площадь?

— Внесение энтомофагов – габробраконов и златоглазки – на селекционные посевы подсолнечника против хлопковой совки с помощью дронов проводилось в 2 этапа – 3 июля и 25 июля 2024 года на площади 76 га в Калининском сельском округе Краснодарского края.

— Почему для работы была выбрана компания «Летай и Смотри Агро» (Flyseeagro)?

— Компания на сельскохозяйственном рынке уже существует не первый год и успела себя зарекомендовать как надежный и ответственный партнер.

— Какие были достигнуты результаты? Насколько вы ими довольны?

— Технология реально работает. В результате совместных обследований растений после внесения энтомофагов мы находили мертвых гусениц хлопковой совки на корзинках подсолнечника.

— В чем заключается экономическая выгода от использования дронов и технологии внесения энтомофагов?

— Здесь существует прямая экономическая выгода, когда цены на пестициды достигают невероятных размеров. Плюс затраты на их внесение, плюс привлечение персонала. И, конечно, нельзя забывать о защите экологии, что весьма актуально в наше время. Обратившись в компанию ООО «Летай и Смотри Агро», мы решили вопрос мониторинга состояния полей для определения очагов вредителей, то есть мы освободили время для своих сотрудников, мы выполнили защитные мероприятия в кратчайшие сроки, так как производительность дронов до 150 га в час, нам не требовался ни подвоз воды, ни, что немаловажно, вывод в поле крупногабаритной техники. Для нас, как селекционеров, вытаптывание культур крупногабаритным транспортом – актуальная проблема, которую мы решили с помощью БПЛА.

— Насколько перспективны, с вашей точки зрения, такие методы защиты растений?

— Такие методы защиты растений в недалеком будущем займут свое достойное место, когда люди будут по-настоящему беречь природу, среду обитания, а главное – свое здоровье. Внесение энтомофагов с помощью дронов вольется в будущую систему регулирования вредных организмов в агроценозах. Это тонкое вмешательство, не нарушающее общей гармонии природного сообщества.

— Планируете и дальше расширять сотрудничество с компанией «Летай и Смотри Агро» (Flyseeagro)?

— Да, со следующего года у нас предусмотрено сотрудничество с компанией по защите от насекомых-вредителей селекционных и семеноводческих посевов подсолнечника, сои, рапса, горчицы, рыжика на общей площади 2044 га.
Агродрон с дозатором для внесения златоглазки. На фото приведены примеры уничтожения златоглазкой гусеницы совки 1-го возраста, тли, а также вид яйца энтомофага.
КОММЕНТАРИЙ РАЗРАБОТЧИКА
Василий Николаевич Птицын, учредитель компании «Летай и Смотри Агро» (Flyseeagro), основатель и председатель Союза беспилотной сельскохозяйственной авиации, инженер-
механик по БПЛА, специалист по технологиям применения энтомофагов в качестве СЗР,
ученый-исследователь в сфере различных технологий применения БПЛА в сельском хозяйстве.

— Василий Николаевич, в чем состоит уникальность технологии биозащиты с помощью энтомофагов?

— Начну с того, что человечество стало использовать энтомофаги для защиты растений еще более двух тысяч лет назад, в древнем Египте цитрусовые деревья защищались муравьями. В современном сельском хозяйстве энтомофаги используются активно последние лет 50. Но сначала использовались они в тепличном хозяйстве, то есть в закрытых грунтах.

Василий Николаевич Птицын
Наша уникальность состоит в том, что мы эту технологию вывели в применение в открытых грунтах. То есть мы «научили» беспилотники вносить энтомофаги в различных состояниях в виде яйца, нимфы, имаго, в живом виде, и подняли этот метод на высокий уровень производительности – беспилотники работают в 3-4 раза быстрее, чем наземная техника. Один экипаж из двух человек способен за смену обработать, внести энтомофаги беспилотником на площадь почти 1000 гектаров.

— В чем преимущества данной технологии?

— Энтомофаги абсолютно безопасны для почвы, для растений, для человека. Они выполняют свою работу и потом, как и многие насекомые, погибают. Тут же возникает вопрос, где мы их берем. У нас есть собственное производство энтомофагов. А преимущество заключается в том, что метод абсолютно зеленый, биологический, не наносит никому и ничему ущерба, и самое интересное, что к энтомофагам у насекомых-вредителей не возникает устойчивости, резистентности, как, например, к химическим препаратам и жидким биологическим препаратам. Если говорить о разработке методов защиты, то формирование резистентности у насекомых-вредителей – это основная проблема.
Насекомые-вредители на сегодня ежегодно уничтожают 40% урожая на всей планете. Соответственно, многие компании во всем мире работают над новыми способами борьбы. Но химические способы, повторюсь, плохи тем, что за 2-4 года насекомое-вредитель формирует устойчивость и химический препарат перестает быть эффективным. Не говоря уже о том, что любые химические препараты – это стресс для растений, опасность для пчел, разрушение почвы и опасность для человека.

— В чем заключается экономическая выгода технологии биозащиты с помощью энтомофагов?

— Во-первых, как сервисная компания мы оказываем услуги под ключ, и наша ценовая политика следующая: наши услуги в среднем на 20% дешевле, чем топовые химические инсектициды и их применение. Это первая выгода.
Во-вторых, в ходе работы тяжелой наземной техники 5-10% любой сельхозкультуры вытаптывается, а это в среднем около 3000 рублей на гектар. В зоне технологической колеи тяжелой наземной техники нарушается структура почвы, падает урожайность на 40-60%, а период восстановления занимает 5-6 лет. А так как мы используем беспилотники, то вытаптывания не происходит.
В-третьих, применение любого химического препарата – это стресс для растения, что влечет потерю в урожайности, качества плодов. Энтомофаги такого вреда не наносят.
Более того, мы заметили, что на полях, на которых мы работаем 3-4 года подряд, восстанавливается естественная микрофлора, естественный состав почв и урожайность выше. Уже в первый год применения энтомофагов урожайность возрастает в среднем на 7%.

— Как такой метод воспринимают российские сельхозпроизводители?

— В Советском Союзе одним энтомофагом трихограммой ежегодно обрабатывали 17 миллионов гектаров. Когда началась перестройка, эту практику, к сожалению, забыли. В Россию активно пришли зарубежные химические компании. Концепция интенсивного земледелия, если упрощать, следующая: почва – это матрица, и если туда насыпать много химии и удобрений, то эта матрица способна что-то произвести. Поначалу так и было, пока не пришло отрезвление, понимание, что почва – это целый микробиологический океан. Сейчас мировое сельское хозяйство стоит на пороге изменения технологической парадигмы, потому что уже совершенно очевидно, что почва – ресурс, который больше не производится, и применение технологии интенсивного сельского хозяйства – это тупиковый путь эволюции.
Сельхозрынок все-таки достаточно консервативный на сегодняшний день. Например, в советские времена была такая специальность как агроном-энтомолог. В современных агровузах энтомофагам, как способу защиты, уделено буквально 4 лекции за все обучение. По сути дела, мы – пионеры, которые формируют рынок энтомофагов. Но нужно отметить, что все локальные и глобальные тренды на нашей стороне, и поэтому мы растем как минимум двукратно ежегодно, то есть интерес есть и он возрастает.
Плюс сейчас наращивается агроэкспорт, на мировом рынке технические требования к сельхозпродукции совершенно другие и применение химических препаратов не приветствует, поэтому любые биологические методы сейчас в приоритете. Интерес к новым технологиям у фермеров Евросоюза выше, чем у российских фермеров и агрономов. Сложно, но мы двигаемся.

— Василий Николаевич, а что вы видите в своей деятельности основной целью?

— Возможно ответ прозвучит пафосно. Можно сказать, что у нас сейчас слабо контролируемое применение химических препаратов и высокая степень отравления почв, грунтовых вод и воздуха. Баланс плодородия российских почв, если усреднять, отрицательный, то есть ситуация катастрофическая. Поэтому наша миссия в глобальном плане – сокращение применения химии на полях не только в России, но и во всем мире. Интерес к нашим технологиям есть и за рубежом.

— А есть ли какие-то «противопоказания» к применению энтомофагов? Может быть этот метод не всем подойдет?

— Никаких противопоказаний нет. Самый долгоиграющий энтомофаг в летний период живет максимум
26-28 суток и потом вырождается либо погибает. Те энтомофаги, которые мы используем, зимой в российских климатических зонах не выживают, хотя ученые говорят, что выживает одна сотая процента, но мы этого не наблюдали, энтомофаги после работы погибают, не нанося никому ущерба. И, кстати, во многих странах мира энтомофаги используются без каких-либо ограничений. А например, в Бразилии в 2023 году запустили на государственном уровне программу защиты энтомофагами растений, учитывая, что на некоторых сельхозкультурах в Бразилии собирают 3 урожая в год. Программу запустили, потому что столкнулись с проблемой абсолютной резистентности, то есть появились насекомые-вредители, устойчивые ко всем имеющимся химическим препаратам. То есть ни одним из существующих препаратов их нельзя было уничтожить, а к энтомофагам никакой привыкаемости не формируется.
Агродрон с дозатором для внесения габробракона. На фото приведены примеры поражения гусеницы габробраконом, а также размещения гусеницы на культурах в труднодоступных местах, куда жидкие СЗР проникнуть не могут.
— Какие перспективы есть у методов защиты с помощью энтомофагов?

— Перспективы на самом деле практически неисчерпаемы. Насекомое – это 2/3 биомассы нашей планеты, то есть это самые распространенные живые существа на Земле. И как учит нас энтомология, у каждого вредного, или нехорошего, насекомого есть природный враг – это тоже насекомое. А учитывая, что, например, только чешуекрылых вредителей в российских климатических зонах есть порядка 70 видов, соответственно, запрос большой.

— В мае этого года ваша компания совместно с девятым конструкторским бюро беспилотной авиации (9КБ) представила новый дозатор для внесения энтомофагов. Расскажите, в чем заключается его уникальность?

— У нас несколько дозаторов для разных типов энтомофагов. Есть несколько особенностей. Например, на 1 гектар надо внести 3 грамма яиц трихограмм. Если сравнивать трихограмму с манной крупой, то это 240 тысяч крупинок манной крупы нужно равномерно разложить на площади в 1 гектар. Это можно сделать с помощью нашего дозатора, который позволяет равномерно распределять трихограмму.
В мае этого года мы представили уникальную технологию, которой нет нигде в мире. Но сперва мы придумали технологию производства энтомофага габробракона, который уничтожает взрослых гусениц: вносятся куколки на бумажной кассете по две на 1 гектар. Соответственно, разработан специальный дозатор, который позволяет эти кассеты внести в нужной точке, потому что вносить нужно с учетом факторов ландшафта, расположения поля относительно солнца, розы ветров и прочего.
Контроллер дозатора имеет оригинальное программное обеспечение, которое позволяет устанавливать дозатор на любой беспилотник соответствующей грузоподъемности, будь то воздушный или наземный дрон. Внесение энтомофагов может осуществляться по команде полетного или маршрутного контроллера, с пульта оператора или по сигналам встроенной системы GNSS. Это делает контроллер универсальным и не привязанным к типу используемого беспилотника.

— Какие еще разработанные технологии есть у компании «Летай и Смотри Агро» (Flyseeagro)?

— У нас есть технология защиты картофеля от колорадского жука, технология защиты винограда от зеленой филлоксеры и плодожорки, технология биологической борьбы с мышевидными грызунами также с помощью беспилотников и биологических методов. Около 30% всех наших разработок занимает разработка технологий применения новых энтомофагов для защиты новых культур. Еще 30% наших разработок касаются технологий стимулирования растений, например, различными излучениями, световыми, звуковыми. Это и разработка новых видов препаратов на основе токсинов, которые генерируют насекомые-энтомофаги. Это и биотехнологии, например, по борьбе с мышевидными грызунами, слизнями. Работаем и в направлении борьбы с сорняками. Есть насекомые гербифаги, которые уничтожают определенные растения. Например, существует такое карантинное растение как амброзия полыннолистная, а есть насекомое амброзиевый листоед, который уничтожает только исключительно амброзию. Мы не планируем стоять на месте, идем только вперед.
ВЫВОДЫ ПО ИТОГАМ ВНЕДРЕНИЯ
Решаемая задача
Формирование резистентности к химическим препаратам и жидким биологическим препаратам у насекомых-вредителей в совокупности с ростом цен на пестициды подталкивает сельхозпредприятия использовать новые методы защиты растений. Технология биозащиты растений энтомофагами с использованием дронов позволяет экономить ресурсы, к тому же энтомофаги абсолютно безопасны для почвы, растений и человека. Их применение решает также проблему вытаптывания наземной техникой, в ходе работы которой вытаптывается 5-10% сельхозкультур.

Достигнутый экономико-технологический эффект
✓ Для защиты подсолнечника с помощью дронов не требовались ни подвоз воды, ни вывод в поле крупногабаритной техники, что позволило сэкономить ресурсы, а также избежать вытаптывания сельхозкультуры, к тому же услуги по внесению энтомофагов стояли дешевле, чем топовые химические инсектициды и их применение. ​
✓ На полях подсолнечника ФГБНУ ФНЦ ВНИИМК были устранены гусеницы хлопковой совки благодаря внесению энтомофагов с помощью БПЛА.
Защитные мероприятия прошли в кратчайшие сроки. Беспилотники работали в 3-4 раза быстрее, чем наземная техника.
Анастасия Новоселова
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ >>