— Расскажите подробно, какие сельхозработы вы проводите.
— По классической технологии подготовка почвы начинается осенью, мы же ее просто не делаем. Наши комбайны, в том числе занятые на уборке гороха и рапса, оборудованы разбрасывателями пожнивных остатков, то есть они не измельчают солому, а просто разбрасывают ее по полю. Все шесть комбайнов оснащены очесывающими жатками. Мы собираем только колоски на ячмене и пшенице и коробочки льна, а саму солому оставляем в поле в стоячем виде. Полова от зерновых также разбрасывается по полю. При уборке подсолнечника безрядковыми жатками срезаются только корзинки, которые обмолачиваются, а длинные стебли также остаются в поле в неизмельченном состоянии. Когда весной (обычно в мае) они уже достаточно высохнут и станут хрупкими, мы проезжаем по ним ребристым катком, дробя эти стебли в мелкую труху, которая защищает поверхность почвы от перегрева и испарения влаги.
Таким образом, мы не проводим операции по основной обработке почвы, весеннего боронования и предпосевной культивации. Когда почва достигает температуры 8–10 °С, мы заходим в поле и сеем. Начинаем с ранних культур — гороха, льна, рапса, подсолнечника, во второй половине мая переходим на зерновые: сначала сеем пшеницу, затем ячмень.
На 3–5 день после посева ранних культур, то есть за 3–4 дня до появления их всходов, обрабатываем поле глифосатом, чтобы убить появившиеся на тот момент ранние сорняки, такие как овсюг и пикульник, но не повредить культуру, которая к тому моменту еще не взошла. Если посев проходит в конце мая, то обработку глифосатсодержащими препаратами проводим до сева.
Затем начинается классическая обработка по необходимости гербицидами избирательного действия, фунгицидами, инсектицидами. Все подкормки сопровождаются внесением карбамида 7–8 кг на гектар и микроэлементов, а также биологическими препаратами, содержащими ассоциативные азотофиксирующие бактерии, фосфатмобилизаторы, кремнебактерин. Используем баковые смеси с гуминовыми соединениями (в основном Гуминатрин), которые обладают антистрессовыми действиями и оптимизируют питание. Работаем в основном с препаратами компании «Планта-плюс», хотя все время пробуем новинки.
— Какая урожайность в этом году была у вас по основным культурам и можно ли ее сравнить с результатами при использовании классической технологии?
— Сравнивать урожайность не совсем корректно, в расчет нужно принимать и потраченные на этот урожай средства. Можно получить высокую урожайность при больших вложениях, а можно вести полуинтенсивное хозяйство и получать при этом урожайность ниже, но себестоимость продукции будет меньше, а прибыль выше.
Мы, например, применяем мало минеральных удобрений, но в этом году получили урожайность по яровой пшенице 20 ц/га, а у соседей урожайность пшеницы по парам была 15 ц/га. Урожайность ячменя у нас составила 30 ц/га, подсолнечника — 21 ц/га, причем на этих культурах мы применяли удобрения только в качестве листовой подкормки. Единственная культура, которой мы уделяем повышенное внимание в плане минерального питания, — это рапс, он очень отзывчив на азот. В этом году, подкормив его в том числе и минеральными удобрениями получили 18 ц/га, а у соседей при классической технологии лучший результат был 12 ц/га.
— Из чего складывается экономия при нулевой почвообработке?
— В оценке экономичности нулевой технологии большую роль играет постоянный рост цен на материальные ресурсы, в частности на дизтопливо. В 2009 году оно стоило 15 руб., а сейчас — 45 руб., то есть цена выросла в 3 раза! А глифосат наоборот упал в цене почти в два раза. При этом мы уже отработали технологию и уменьшили дозировку глифосата с рекомендуемых 3–4 л до 900 г и получаем отличный результат.
При классической технологии требуется гораздо больший штат механизаторов, которым нужно платить зарплату, а государству — налоги. В нашем штате всего 16 человек, и основные затраты на оплату труда идут за сезонную подработку зерна, а не его выращивание. Но хочу заметить, что у нас нет тяжелых автомобилей, а работу по грузоперевозкам мы отдаем на аутсорсинг. Нанимаем машины на 2 месяца и платим в расчете на тонну перевезенного груза.
При нулевой обработке есть еще немаловажный аспект, о котором мало говорят, — это экономия моторесурсов. Практически у любого трактора заложенный ресурс до капремонта — 10 000 моточасов. У нас за год расход моторесурсов составляет 350–400 моточасов, при таком режиме мы будем использовать трактор John Deere без капремонта 30 лет. А если работать на нем по классической технологии, то его ресурса хватит только лет на пять.
Отказавшись от обработки почвы, которая становится с каждым годом все дороже, мы значительно сократили затраты.