Дата публикации: 28 июля 2021
Россия и Катар:
новые возможности для партнерства
в агропромышленной сфере

Интервью: ПМЭФ‑2021 открыл значительные перспективы и для российско-катарского сотрудничества в сфере сельского хозяйства. Так, Hassad Food, главный инвестор Катара в пищевую промышленность и агробизнес, подписал сразу три соглашения с российскими компаниями. Генеральный директор Мохамед Аль-Сада рассказал о приоритетных направлениях в работе с Россией.

Из материала вы узнаете:
– Какие российские агропредприятия заключили соглашение о сотрудничестве с Hassad Food.
– Какие направления сельского хозяйства наиболее перспективны с точки зрения экспорта на Ближний Восток.
В июне на берегах Невы завершился Петербургский международный экономический форум, знаковое событие мирового уровня для политической и бизнес-сферы: более 13 500 участников из 141 страны, 347 мероприятий, свыше 890 соглашений на 4,266 млрд рублей — и это без учета конфиденциальных по сумме сделок. Значительные перспективы ПМЭФ‑2021 открыл и для российско-катарского сотрудничества в сфере сельского хозяйства. Так, Hassad Food, главный инвестор Катара в пищевую промышленность и агробизнес, подписал сразу три соглашения с российскими компаниями. Генеральный директор катарской компании Мохамед Аль-Сада рассказал «Аграрной политике» о приоритетных направлениях в работе с Россией.
— Насколько важным для инвестиционных компаний Катара является сельское хозяйство России?

— Рынок Катара и его программа продовольственной безопасности основаны на фундаментальном принципе альтернативных источников, с существенной диверсификацией в пределах происхождения нашего импорта. В частности, когда речь идет о стратегии южного и северного полушария, Россия играет ключевую роль на мировом рынке товаров. Поэтому для нас принципиально важны поиск подходящих инвестиционных возможностей и торговые отношения с Россией.

— Как российские сельскохозяйственные компании могут выйти на рынок Катара? Какие имеются деловые возможности в Катаре? Какие продукты пользуются наибольшим спросом?

— Катар, как и большинство стран Ближнего Востока, в основном полагается на импорт для удовлетворения своих потребностей в продовольствии. Я считаю, что у российских компаний пищевой промышленности и агробизнеса есть огромные возможности для выхода на катарский рынок. Для начала необходимо обеспечить местный рынок, после чего мы сможем превратить Катар в центр поставок для всего региона. С этой целью свободные зоны Катара, Финансовый центр Катара, логистическая инфраструктура в лице порта Хамад предоставляют российскому бизнесу значительные преимущества.
— Какие отрасли российского производства продуктов питания наиболее интересны катарским инвесторам? Например, мясо, молочные продукты, экологически чистые продукты и другие.

— Мы не ограничиваем себя, когда речь идет о бизнес-возможностях в сфере продовольствия и сельского хозяйства. Вы никогда не можете знать наверняка, что именно рынок может предложить вам в тот или иной момент. Если говорить более предметно, то в качестве отправной точки я бы отметил такие ключевые отрасли, как производство и переработка халяльного мяса, предприятия по переработке зерновых и корма для животных. Более того, можно говорить и о возможности Катара экспортировать свои продукты на российский рынок. Например, финики входят в категорию диетических продуктов, этим обусловлен растущий по всему миру спрос на них.

— Расскажите об успешных кейсах российских аграрных компаний, поставляющих свою продукцию на рынок Катара.

— Некоторые компании, занимающиеся переработкой мяса, уже начали экспорт в Катар, и, похоже, рынок очень хорошо реагирует на российские продукты. Российское зерно также поставляется на наш рынок, хотя и не напрямую.
справка
«Деметра-Холдинг», один из крупнейших вертикально интегрированных зерновых холдингов в России, совместно с Hassad Food планирует определить инвестиционные возможности и развивать торговые отношения в сфере логистики и торговли зерном на территории Ближнего Востока, уделяя особое внимание использованию российских технологий и ноу-хау для проектов сельскохозяйственной инфраструктуры.

Виталий Сергейчук, генеральный директор «Деметра-Холдинг», подчеркнул: «Катар является для нас стратегически важным и надежным партнером на Ближнем Востоке и одним из ключевых рынков поставки зерна. Ежегодный импорт катарской пшеницы составляет около 200 тысяч тонн, и более трети этого объема по итогам прошлого сезона было поставлено российскими экспортерами зерна. Компании «Деметра-Холдинг» сотрудничают с Катаром в течение последних 7 лет, и мы видим большой потенциал в нашем дальнейшем партнерстве».
Мохамед Аль-Сада, генеральный директор Hassad Food
— Какие возможности Hassad Food может предложить сельскому хозяйству России?

— Как я упоминал ранее, это не только Катар, речь идет о логистическом хабе для обслуживания всего региона. Учитывая качество и стоимость услуг, предлагаемых нашей страной, я полагаю, что в ближайшем будущем значительное число международных игроков, в том числе российские трейдеры, могут открыть свои представительства в Катаре, чтобы иметь возможность снабжать ближневосточный регион.

— Какие новые технологии и инновации катарские компании могут привнести в сельское хозяйство России?

— На протяжении многих лет в сфере выращивания сельскохозяйственной продукции мы апробировали множество технологий, которые направлены на то, чтобы справиться с суровыми климатическими условиями. Принимая во внимание очень холодный климат России и тот опыт, который есть у нас благодаря работе в условиях чрезвычайно жаркого климата Катара, обмен лучшими практиками может позволить оптимизировать производственные затраты. Я уверен, что это возможно, однако для этого нам придется более детально проработать данный вопрос.
КАТАР НА ПЕТЕРБУРГСКОМ МЕЖДУНАРОДНОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ ФОРУМЕ
Hassad Food подписала сразу три меморандума о взаимопонимании с российскими бизнес-структурами. Два из трех соглашений заложили основу сотрудничества с ведущими российскими агропроизводителями. Это «Деметра-Холдинг», в котором консолидированы трейдинговые и инфраструктурные активы ВТБ на рынке зерна России, и группа компаний «Дамате», российский сельскохозяйственный холдинг, в портфеле которого проекты по производству индейки, утки, баранины, а также связанные с молочным животноводством, переработкой молока и инновационными разработками в сфере агритека. Также руководством Hassad Food было подписано соглашение с Qatar-Russia Investment and Trade Advisory (QRITA), дочерней компанией Катарско-российского центра сотрудничества, специализирующейся на поддержке и развитии деловых операций между странами Персидского залива и СНГ. Обе стороны считают, что Россия предлагает отличные возможности для инвестиций и создания торговых предприятий.
Основанная в 2008 году компания Hassad Food является дочерней структурой Qatar Investment Authority, суверенного фонда Государства Катар, осуществляющего инвестиции внутри страны и по всему миру. Ключевые сегменты для Hassad Food— производство семян и зерна, мясопереработка, молочное животноводство, аквакультура, инновационные технологии ведения сельского хозяйства, проверка безопасности и качества пищевых продуктов, а также свежие овощи и зелень. Одновременно компания играет важную роль в антикризисном управлении, а также в сфере научных исследований и разработок.

Hassad Food реализует современную инвестиционную модель, которая сосредоточена на глобальном инвестировании для удовлетворения потребностей Катара в продуктах питания. Стратегическая коммерческая инвестиционная компания инвестирует в сферы продуктов питания и агробизнеса на международном и локальном уровнях. Компания уже инвестировала в ключевые стратегические предприятия в Австралии, Канаде, Турции, Омане, Саудовской Аравии и Судане, а в Катаре она владеет несколькими дочерними предприятиями, которые напрямую управляют ключевыми инвестициями компании. Hassad Food открыта для возможных вложений на российском рынке, особенно в области зерновых, мясопереработки и агротехнологий.
Людмила Усольцева,
материал подготовлен совместно с Медиаофисом Катара на ПМЭФ‑2021
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ >>