— Алексей, компания «Умалат» столкнулась со сложной ситуацией, касающейся производства адыгейского сыра. В суде рассматривается иск к вашей компании лица, аффилированного с Союзом производителей сыра «Адыгейский», с требованием запретить компании использовать наименование «Сыр Адыгейский». Скажите, как запрет на использование марки «Адыгейский» может негативно отразиться на потребителе и производителях этого сыра из разных регионов?
— Для того, чтобы ответить на этот вопрос, нужно обратиться к истории появления адыгейского сыра. Стандарты его производства были разработаны в Угличе в 1972 году, а название дано в честь старинных черкесских рецептов. Это отражено в ГОСТе, разрешающем выпускать адыгейский сыр на всей территории Таможенного Союза. Позднее, в 2004 году, адыгейские сыроделы получили на этот сыр патент НМПТ (наименование места происхождения), который накладывает запрет на выпуск продукта вне территории Адыгеи. Однако в патенте отражены требования к производству, которые невозможно реализовать в промышленных масштабах — это использование сплетенных вручную ивовых корзиночек, придающих продукту необходимую форму и узор на его поверхности. Помимо сложности в производстве, такие корзинки плохо подвергаются дезинфекции, из-за чего могут стать источником заражения сыра патогенной микрофлорой. Поэтому адыгейские производители не соблюдают НМПТ, выпуская продукцию по ГОСТу и ТУ — соответствующая маркировка имеется на упаковке их продуктов. В данном контексте показательная ситуация с вологодским маслом. Производители доказали особую технологию его изготовления, на основании этого зарегистрировали НПМТ на ряде предприятий Вологодской области в соответствии с уникальностью технологии и особыми свойствами продукта.
Таким образом, налицо юридическая коллизия. Двадцатый арбитражный апелляционный суд в Туле отклонил апелляцию Союза производителей продукции «Сыр Адыгейский» к «Умалат», требующую запретить компании употреблять наименование «Сыр Адыгейский» и взыскать компенсацию за его якобы незаконное использование. Но сыроделы Адыгеи продолжают инициировать судебные иски, однако «Умалат» намерен и дальше отстаивать право потребителей на полюбившийся им сорт сыра. Мы считаем, что нельзя так поступать с потребителем. Уже сейчас потребление упало на 43%, потому что сети перестают заказывать адыгейский сыр не из Адыгеи. Эта ситуация в сегменте свежих сыров опасна особенно для нашей большой страны, ведь такие территории, как Урал и Сибирь могут вообще остаться без адыгейского сыра.
Конечно, мы могли бы остановить производство и отдать адыгейским производителям исключительное право на выпуск этого сыра. Но будет ли это честно и правильно? Практика других стран показывает, что такие решения нужно принимать на уровне общества и власти. Мы считаем, что необходимо поднять этот вопрос в рамках дискуссионной площадки на высоком уровне с участием представителей Государственной Думы и Минсельхоза РФ, ФАС, Роспатента, общественных организаций. Компания «Умалат» предлагает организовать такую дискуссию как можно скорее.
Людмила Усольцева