Дата публикации: 6 июля 2021
Сергей Серебряков:
«При разработке флагманских моделей тракторов КИРОВЕЦ мы учитывали
пожелания наших аграриев»

Интервью: Ежедневно с конвейера Петербургского тракторного завода сходит 14 новых КИРОВЦЕВ, и к концу этого года планируется выпустить более 3000 единиц техники. В 2020 году заводу удалось не только не остановить производство, но и представить новые модели — энергонасыщенный КИРОВЕЦ К‑7М и универсальный К‑525.

Из материала вы узнаете:
– Когда Петербургский тракторный завод выпустит энергонасыщенный трактор до 600 л. с.
– Ключевые улучшения, реализованные в новых сериях КИРОВЦЕВ.
Ежедневно с конвейера Петербургского тракторного завода сходит 14 новых КИРОВЦЕВ, и к концу этого года планируется выпустить более 3000 единиц техники. В «пандемийном» 2020 году заводу удалось не только не остановить производство, но и представить на рынок новые модели — энергонасыщенный Кировец К‑7М и универсальный трактор К‑525. Повысилась и конкурентоспособность нашей техники за рубежом — доля экспорта составляет около 20%. О том, какие улучшения и изменения были внесены в конструкцию Кировцев в соответствии с пожеланиями аграриев, «Аграрной политике» рассказал директор Петербургского тракторного завода Сергей Серебряков. Эксперт также ответил на вопросы о цифровизации агромашин и прокомментировал текущую проблему удорожания металла и компонентов на рынке сельхозтехники.

Сергей Серебряков,
директор Петербургского тракторного завода:
«При разработке флагманских моделей тракторов КИРОВЕЦ мы учитывали
пожелания наших аграриев»

— Каким был 2020-й «пандемийный» год для Петербургского тракторного завода? Многие производители сельхозтехники, в том числе международные компании, отмечают рост продаж в этот период, однако повышение цен на металл и комплектующие, как отмечают в Ассоциации «Росспецмаш», негативно влияет на эффективность работы российских сельхозмашиностроителей. Как вам удаётся сокращать издержки и быть конкурентоспособными?

— «Пандемийный» год выбил из колеи многих производителей в различных секторах экономики. Мы считаем, что по нашей отрасли Правительство страны приняло правильное и своевременное решение и разрешило большинству организаций сельскохозяйственной отрасли, включая заводы-производители сельскохозяйственных машин, продолжить работу в период ограничений и самоизоляции.

Мы следовали рекомендациям Министерства труда, поэтому смогли не останавливать производство тракторов. Петербургский тракторный завод выполнял задачи особой важности по обеспечению весенних полевых работ и продовольственной безопасности нашей страны. Как результат — наши продажи в 2020 году показали рост к предыдущему периоду.

Относительно негативных тенденций вы правильно упомянули удорожание сырья и компонентов. Это проблема касается не только нас, производителей тракторов, но и вообще всех отечественных машиностроителей. Повлиять на цены поставщиков напрямую достаточно сложно, поэтому мы находим другие способы уменьшения себестоимости нашей техники. Одно из наших конкурентных преимуществ — полный производственный цикл от проектирования до производства важнейших компонентов. На Петербургском тракторном заводе производится более 70% узлов для тракторов. Это, как раз, дает нам возможность контролировать себестоимость нашей продукции. И отвечать за качество, разумеется.

Ищем и новые возможности. В частности, изучив опыт наших зарубежных конкурентов, мы пришли к выводу, что необходимо создавать кооперации с другими производителями. Это даст нам повышение качества при уменьшении затрат. Первые шаги в этом направлении уже сделаны. Совсем недавно, 3 июня на выставке «Белагро» в Минске мы подписали трехсторонний меморандум о сотрудничестве с Минским тракторным заводом, и производителем сельхозмашин «Гомсельмаш». Мы будем обмениваться лучшими практиками, внедрять инновации на производстве, совершенствовать сервисные стандарты.
Новая серия «Кировец» К-7М эффективно показывает себя в крупных фермерских хозяйствах и агрохолдингах
— Насколько увеличились продажи тракторов «Кировец» и выросла ли мощность Петербургского тракторного завода в 2020–2021 гг.? Какие серии «Кировцев» сегодня наиболее востребованы аграриями?

— 2020 год стал для завода знаковым. Мы запустили серийное производство сразу двух новых моделей: восьмое поколение энергонасыщенных тракторов К‑7М и универсального «Кировца» К‑525 с мощностью двигателя 250 лошадиных сил. Эти две машины — наши флагманы. Сельхозпроизводители с интересом ждали новые модели. Кто-то возлагал на них большие надежды, кто-то, не буду скрывать, был настроен скептически. Но «Кировцы» все же оправдали только лучшие ожидания.

Наши крупнейшие клиенты находятся в основном в южных регионах страны, Повольжье, Алтайском крае. Эффективно себя показывают «Кировцы» в Центральном Черноземье. Большие агрохолдинги и фермерские хозяйства с площадями посева от 2–3 тысяч гектаров охотно покупают у нас К‑7М. Трактор изготавливается в различных комплектациях в зависимости от мощности двигателя. Мы сотрудничаем с Ярославским и Тутаевским моторными заводами, которые поставляют нам двигатели с мощностью 300, 350, 390 и 420 лошадиных сил. Также можно устанавливать двигатели «Мерседес» (354, 401, 428 лошадиных сил).

К‑525 интересует аграриев с меньшими посевными территориями. Он эффективен при обработке земель, начиная с 500–700 гектаров. К тому же, эту модель можно использовать на транспортных работах, так как ее габариты соответствуют требованиям правил дорожного движения.

При разработке обеих моделей мы учитывали пожелания наших аграриев, критику предшествующих моделей «Кировцев» направляли в правильное русло. Таким образом, у нас получилось усовершенствовать трансмиссию и систему управления «КОМАНДПОСТ», оснастить тракторы дополнительными розетками и преобразователями напряжения тока, сделать более комфортные и безопасные кабины. На новых «Кировцах» увеличено внутреннее пространство, усилена шумоизоляция, а лестница и глушитель отвязаны от кабины.

Это и многое другое нам удалось реализовать на обеих линейках. То есть можно говорить, что К‑7М и К‑525 унифицированные машины, одинаково эффективные в своих сегментах и отвечающие высоким стандартам качества.

Мы ожидаем, что рост продаж в 2021 составит порядка 40 процентов. Всего планируется продать более трех тысяч тракторов. Соответственно, мы отмечаем увеличение мощности завода: на текущий момент ежедневно с нашего конвейера сходит 14 машин. Для сравнения: в прошлом году выпускалось 10 тракторов в день.

Кабина нового
«Кировца» К-7М стала более комфортной: увеличена площадь остекления, усилена шумоизоляция, появилась дополнительная
виброзащита
— Какие предложения Петербургского тракторного завода по промышленной технике могут заинтересовать отечественных сельхозпроизводителей?

— Петербургский тракторный завод выпускает различную дорожно-строительную технику. Аграрии часто предпочитают наши фронтальные погрузчики К‑708ПК7. Это мощные производительные машины, оснащенные комфортабельной кабиной, современной трансмиссией нашего производства и удобной системой управления. Большое количество рычагов, с помощью которых передавались команды рабочему оборудованию и машине в целом, мы давно заменили на джойстики и кнопки.

Погрузчики «Кировец» имеют большой выбор сменного рабочего оборудования. Сельхозпроизводителей могут заинтересовать, например, просеивающие ковши для корнеплодов, погрузочные вилы, ковши для легких материалов.

В линейке К‑708 выпускаются еще и универсальные дорожные машины, так называемые УДМ. Эта техника представляет собой колесный погрузчик с бульдозерным оборудованием. В целом, и погрузчик, и универсальная дорожная машина имеют конструктивно сходные кабины. Отличие заключается в том, что если на погрузчике оператор всегда располагается лицом к ковшу, то на универсальной дорожной машине предусмотрена возможность кабины разворачиваться на 180 градусов посредством поворотного поста управления с двумя блоками педалей. Использование универсальной дорожной машины целесообразно, например, в работах по буртованию свеклы и трамбовке силоса.

Какую бы технику мы не производили, мы руководствуемся правилом спрашивать мнение наших покупателей. При производстве дорожно-строительной техники обязательно собираем отзывы наших дилеров, конечных заказчиков. Кроме того, к нам приходят отчеты машиноиспытательных станций, которые тестируют нашу технику на соответствие ГОСТам и техническим стандартам.

— В 2019 году продукция Петербургского тракторного завода была представлена на выставке Agritechnica в Ганновере. Насколько успешно развивается экспорт техники, какие новые рынки освоены? Какие отзывы зарубежных аграриев вы получаете?

— Петербургский тракторный завод имеет хороший потенциал на международном рынке. У нас есть заказчики в Чехии, Словакии, Болгарии, Польше, Австралии, США и многих других странах. Петербургский тракторный завод — один из лидеров рынка мощных тракторов Казахстана. Большие объемы поставок техники идут в Белоруссию и Узбекистан. К слову, Петербургский тракторный завод производит порядка 20 процентов всех мощных тракторов в мире.

Полагаю, что увеличение экспорта «Кировцев» и открытие новых рынков сбыта говорит само за себя. Это показатель качества нашей техники. Нужно пояснить, что наращивание экспорта — очень интересная тема для нас, в том числе и с экономической точки зрения. Но все же в списке приоритетов первое место занимают наши аграрии. Производство для внутреннего рынка прежде всего делает вклад в продовольственную безопасность страны, и об этом нельзя забывать.
— Как идут продажи новых серий «Кировец» К‑7М и К‑525? Какие особенности новинок, по вашему мнению, делают технику востребованной?

— С выходом в серийное производство К‑7М и К‑525 объемы продаж Петербургского тракторного завода увеличились почти на 30 процентов. Это если сравнивать количество проданных тракторов за 2019 и 2020 годы. Рост поставок очевиден и в текущем году.

Кроме того, «Кировец» К‑7М — один из лидеров продаж на отечественном рынке колесных шарнирно-сочлененных тракторов мощностью от 250 лошадиных сил. Так, из всех проданных за прошлый год тракторов в этом сегменте техника Петербургского тракторного завода составила более 60 процентов.

В основе этого — рост доверия к бренду «Кировец». Мы находимся на связи с нашими клиентами, учитываем их пожелания, предложения, воплощаем их в реальность при производстве тракторов. Например, проработали вопросы комфорта и безопасности механизатора в кабине. Надежность техники — еще один краеугольный камень. В частности, мы вдвое увеличили рабочий ресурс коробки передач «Кировца». И это тоже укрепляет доверие к нам.

И еще раз повторюсь, наш полный цикл позволяет контролировать себестоимость и дает нам право говорить, что за качество мы отвечаем. Самое простое — это закупить у разных поставщиков компоненты, быстро собрать и продать трактор. Мы не идем по легкому пути, мы делаем сельхозтехнику добросовестно. Поэтому Петербургский тракторный завод увеличил срок гарантии в два раза — до двух лет, или 3 000 моточасов. При этом, мы устанавливаем для наших дилеров высокие стандарты сервисного обслуживания клиентов. Любой отказ должен быть устранен в течение двух суток. Еще раз повторю: срок решения проблемы не зависит от характера неисправности, удаленности техники от сервисного центра, погоды или каких-либо других обстоятельств. В настоящее время, наш сервис — один из лучших на рынке сельхозтехники.

Гордость Петербургского
тракторного завода — современный цех
по производству
коробок передач,
оснащенный самым высокотехнологичным оборудованием
— Общемировой тренд — это цифровизация. Как в этом направлении развивается Петербургский тракторный завод, какие цифровые опции сегодня имеются в «Кировцах»? Отмечаете ли вы рост спроса на «умную» сельхозтехнику в России?

— Спрос на «умную» сельхозтехнику» не может не расти. Потому что на дворе — 2021 год. Это абсолютно естественный процесс. На «Кировцы» устанавливаются устройства для так называемого «точного земледелия». Это телеметрическое оборудование, которое снимает показатели работы трактора, и автопилот. Его использование позволяет увеличить производительность машины на 10–30 процентов, снизить нагрузку на механизатора.

— Какие планы по производству тракторов, экспортным поставкам, доле рынка в России ставит завод в 2021 году?

— Мы все время в процессе расширения линейки и усовершенствования «Кировцев». В обозримом будущем начнем выпускать К‑7М и К‑5 с новыми мостами, КПП и системами их управления. Будем предлагать покупателям новые опции.

В планах — разработка и выпуск более мощного трактора мощностью до 600 лошадиных сил. Эта ниша сейчас закрывается исключительно импортом, так что у нас есть перспективы. Тем не менее это вопрос более долгосрочной перспективы, может понадобиться 5–10 лет до начала серийного выпуска мощнейшей техники. В ближайшее время этим будут заниматься конструкторы.

В 2021 году мы планируем выпустить более 3 тысяч тракторов. С этим объемом мы сможем сохранить свою долю на российском рынке. Что касается экспорта, его доля сейчас составляет почти 20 процентов от всего объема продаж Петербургского тракторного завода. Мы не планируем увеличивать этот показатель. Рост экспорта будет расти в абсолютных показателях соразмерно росту производства.
Людмила УСОЛЬЦЕВА
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ >>