При этом добавлю, что каждый отдельный период в сельхозгоду (доуборочный период, так называемое «межсезонье», послеуборочный период) диктует нам новые правила формирования спроса и предложения. При том, что фермеры, защищая свои экономические интересы, формируют рыночную цену предложения, а покупатели, стремясь обеспечить высокую доходность своего бизнеса, формируют цену спроса. Необходимо выстраивать такую стратегию цен, чтобы она была максимально сбалансированной для всех участников этого процесса.
Приведу пример. В настоящее время наблюдается ситуация уменьшения запасов зерна и применения сельхозтоваропроизводителями тактики сдерживания объема продажи зерновой продукции при растущих потребностях в закупке зерна для экспорта. Спрос выше предложения, следовательно, наблюдаем уверенный рост цен на внутреннем рынке. Так, по данным Росстата, зерно и зернобобовые культуры, реализуемые сельхозорганизациями, в среднем подорожали на 9% в октябре 2018 года. Пшеница — на 7% по сравнению с сентябрем, кукуруза — на 11%, ячмень — на 8%, рапс — на 4%. Поэтому об уменьшении цены закупки на внутреннем рынке говорить не приходится.
— Насколько велики шансы России укрепить позиции в качестве крупнейшего экспортера зерна? Что для этого необходимо? Будем ли мы пытаться и дальше наращивать экспортные поставки или в данный момент это уже не нужно, а стоит укреплять достигнутые позиции и работать над качеством (проникать в более высокие сегменты, выше 4-го класса зерна)?
— Как было отмечено премьер-министром РФ Дмитрием Медведевым на совещании о развитии АПК 9 ноября 2018 года, «Россия — одна из ведущих стран-экспортеров зерна на мировом рынке. Мы продолжаем наращивать поставки, в том числе имея в виду возможности, которые сейчас существуют, по экспорту зерновых и некоторых других культур».
В свою очередь добавлю, что дефицита зерна для экспорта мы пока не наблюдаем. За счет вовлечения сырья из внутренних регионов, прежде всего из Сибири, мы в состоянии поддерживать стабильные объемы экспорта и рассчитываем, что наш экспортный потенциал будет возрастать. Серьезной проблемой является, конечно, портовая инфраструктура. Погрузка судов большого водоизмещения возможна только в границах акватории северо-восточного побережья Черного моря. Это накладывает и физические ограничения на объемы экспорта, и ограничения с точки зрения качества зерна, поскольку сложились определенные качественные стандарты экспортных поставок, отступить от которых в этих условиях очень непросто. Что касается повышения качества зерна, отправляемого на экспорт, то мы реагируем на потребности рынка.