Дата публикации: 5 марта 2019
Международные отношения
Станислав Бубен:
«Необходимо объединять усилия
по сбалансированному развитию
общего аграрного рынка ЕАЭС»

Один из важных вопросов для ЕАЭС — углубление интеграции государств-членов союза в сфере АПК, координация взаимодействия уполномоченных органов по аграрным вопросам, в том числе и вопросу господдержки сельского хозяйства.

Из материала вы узнаете:
  • насколько действенна ли господдержка АПК в России, с точки зрения международных экспертов;
  • какие государства \еаэс не жалеют денег на развитие сельского хозяйства;
  • на какие отрасли АПК субсидии направляются в первую очередь;
  • стоит ли российским властям менять подход к поддержке агропредприятий.

В Москве под председательством министра сельского хозяйства РФ Дмитрия Патрушева прошло первое заседание Совета по АПК Евразийского экономического союза. Одним из главных вопросов, на который глава Минсельхоза обратил внимание, — углубление интеграции государств-членов ЕАЭС в сфере АПК, координация взаимодействия уполномоченных органов по аграрным вопросам, в том числе и вопросу господдержки сельского хозяйства. Подробнее о содействии государств-членов ЕАЭС развитию АПК нашему журналу рассказал директор Департамента агропромышленной политики Евразийской экономической комиссии Станислав Бубен.
Станислав Бубен, директор Департамента агропромышленной политики Евразийской экономической комиссии
— Станислав Брониславович, насколько активны в поддержке АПК страны ЕАЭС? Какова специфика и динамика поддержки за последние 3 года?

— Объем государственной поддержки увеличивается в большинстве стран Союза, однако на фоне девальвации национальных валют объем субсидий в долларовом эквиваленте с 2015 по 2017 год сократился практически на четверть и составил $6,2 млрд. Следует отметить особую активность наших стран в субсидировании инвестиционных расходов, что ведет к модернизации действующих производств и созданию новых. На эти цели во всех странах Союза предусмотрены льготные инвестиционные кредиты, а в России и Казахстане широко применяются дифференцированные ставки субсидий на CAPEX в зависимости от их назначения. Такие субсидии составляют порядка 40% всего размера поддержки.
СПРАВКА
Евразийский экономический союз — международная организация региональной экономической интеграции. Государствами-членами являются Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика и Российская Федерация. ЕАЭС создан в целях всесторонней модернизации, кооперации и повышения конкурентоспособности национальных экономик и создания условий для стабильного развития в интересах повышения жизненного уровня населения государств-членов. В рамках ЕАЭС обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики.
Первое заседание совета по АПК
Евразийского экономического союза прошло
под председательством министра сельского
хозяйства России Дмитрия Патрушева
— Есть ли направления, которым, возможно, стоит уделить большее внимание?

— Есть нереализованный потенциал в применении мер «зеленой корзины». Во-первых, средства направляются зачастую на оказание услуг, связанных с инфраструктурой, инспекционных услуг, а также на борьбу с вредителями и болезнями. При этом наблюдаются относительно невысокие объемы поддержки научных исследований в сельском хозяйстве либо их снижение. В условиях технологической зависимости отрасли от поставок средств производства из третьих стран получается, что значительные расходы на субсидирование инвестиционных вложений ведут в итоге к поддержке производителей средств производства в третьих странах, тогда как поддержка развития собственной научно-технологической базы недостаточна.

Во-вторых, в рамках направления «услуги по маркетингу и продвижению сельскохозяйственных товаров» в государствах-членах осуществляется поддержка экспортной деятельности сельхозтоваропроизводителей зачастую посредством организации выставочных мероприятий за рубежом. При этом развитые страны реализуют программы по продвижению сельскохозяйственной продукции собственного производства на внутреннем рынке, поддерживая в том числе доступ субъектов малого и среднего бизнеса непосредственно к потребителю без посредников. Этот опыт особенно актуален для наших стран в условиях широкого распространения крупных торговых сетей.

В рамках мер «янтарной корзины» (прим. ред.меры, оказывающие искажающее воздействие на взаимную торговлю, создающие экономические преимущества национальным производителям) широкое распространение в государствах-членах имеет субсидирование приобретения факторов производства (семян, удобрений, ГСМ, СЗР), которое создает предпосылки для увеличения цен производителями ресурсов и снижает заинтересованность сельхозтоваропроизводителей в интенсивном развитии производства —внедрении ресурсосберегающих технологий. Такие субсидии должны не только поддерживать текущую финансовую устойчивость производителей, но и содержать стимулы для ее получателя к повышению конкурентоспособности производственной деятельности в среднесрочной перспективе. И в этом смысле показательна практика Российской Федерации по применению повышающего коэффициента при расчете субсидии для регионов со среднегодовой продуктивностью коровы в размере более 5 тонн молока. К сожалению, установление критериев производительности при предоставлении субсидий встречается в наших странах крайне редко.
СПРАВКА
В рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС) государствами-членами реализуется согласованная (скоординированная) агропромышленная политика. Одной из основных ее задач является обеспечение справедливой конкуренции между производителями сельскохозяйственной продукции и продовольствия стран Союза. Все стороны приняли обязательства по неприменению запрещенных мер поддержки отрасли, которые аналогичны действующему во Всемирной торговой организации запрету на так называемые экспортные и импортозамещающие субсидии. Ежеквартально Департамент агропромышленной политики проводит консультации с представителями уполномоченных органов сторон на предмет правомерности применения странами ЕАЭС действующих механизмов субсидирования отрасли. Такая частота консультаций обусловлена потенциальными рисками для стран в случае применения запрещенных субсидий в условиях отсутствия таможенных границ между странами ЕАЭС.
— Отличаются ли размеры специфических субсидий в странах Союза на примере конкретных товаров? Оказывает ли это влияние на конкуренцию?

— Практически пятая часть объема мер «янтарной корзины» в странах Союза приходится на продуктово-специфические субсидии, из которых более половины направляются на поддержку производства молока. В Беларуси, Казахстане, России выплачиваются субсидии на условную единицу отгруженного на переработку молока. При этом в Казахстане также предусмотрено субсидирование затрат молокоперерабатывающего предприятия на закупку молока для производства сливочного масла, сыра твердого и молока сухого. В 2017 году мы оценивали уровень такой поддержки в расчете на 1 тонну товарного молока и получили следующие результаты: в Беларуси —13,6 долл./т, в Казахстане —8,2 долл./т, в России —13,7 долл./т. Однако такая номинальная оценка показателей поддержки не учитывает различия в условиях экономической деятельности. Важно оценивать уровень поддержки в контексте текущих экономических условий. Уровень налоговой нагрузки, цена на сельскохозяйственную продукцию при реализации, стоимость энергетических ресурсов для производственной деятельности —все это влияет на ценообразование в наших странах. Например, рост потребительских цен за последние три года значительно опережает рост цен производителей сельскохозяйственной продукции в Казахстане и России, что косвенно свидетельствует о присвоении посредническим сектором доходности от реализации произведенных товаров.
Глава Минсельхоза РФ Дмитрий Патрушев отметил, что основной
задачей Совета по АПК является подготовка предложений по стратегиям развития аграрного рынка Союза
— Можно ли оценить эффективность госвложений в АПК в странах ЕАЭС? Какие рекомендации могут быть сформулированы для стран-участников Союза?

— Совместно с НИУ «Высшая школа экономики» мы разработали методологический инструментарий по оценке эффективности государственного регулирования отрасли, в том числе ее субсидирования. Была проанализирована динамика порядка 30 показателей за 10-летний период в каждом государстве Союза и степень достижения общих для развития АПК Союза целей, к которым мы отнесли, например, обеспечение продовольственной независимости, финансовую устойчивость сельхозтоваропроизводителей и др.

На основании этой аналитической работы сторонам были предложены рекомендации о целесообразности разработки мер по увеличению доли сельхозпроизводителей в общей цепочке формирования потребительской цены, развитию мощностей по хранению и транспортировке продукции, включая развитие инфраструктуры поддержки экспорта. В части субсидирования необходимо стимулирование инноваций и проведения НИОКР в АПК, также важно развивать систему агрострахования.

Следует отметить, что при выполнении этой работы мы столкнулись с ограниченностью имеющихся данных о развитии отрасли в широком доступе и это затрудняет составление объективной картины состояния отрасли в каждой стране Союза. Считаю, что современные цифровые технологии открывают большие возможности по сбору и обработке данных по субсидируемым проектам без излишней бюрократической нагрузки на бизнес, что в результате будет способствовать более точечной настройке программ государственной поддержки под потребности бизнеса.

— Каковы перспективы дальнейшего развития механизмов взаимодействия по субсидированию отрасли в рамках согласованной агропромышленной политики?

— В краткосрочной перспективе целесообразным полагаю переход к синхронизации мер поддержки, направленных на борьбу с вредителями и болезнями. Это важный элемент обеспечения эпизоотического благополучия, в особенности на приграничных территориях государств-членов Евразийского экономического союза. Также в условиях ограниченности бюджетных расходов и капиталоемкости научных разработок считаю необходимым объединять усилия наших стран по стимулированию разработок современных технологий и товаров, которые представляют общий интерес, например, в сферах селекции и семеноводства.

В долгосрочной перспективе можно рассмотреть возможность перехода к формированию специальных фондов по поддержке интеграционных проектов, особенно в сфере создания логистической инфрастуктуры для реализации произведенных в странах Союза сельскохозяйственных товаров как на внутреннем рынке, так и за пределами ЕАЭС.
Лариса Никитина
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ >>