Дата публикации: 8 августа 2018
СЕЛЬХОЗАВИАЦИЯ

«сельхозавиация поднимается на крыло»

В Москве прошла I Всероссийская конференция, посвящённая развитию сельскохозяйственной авиации.
По­жа­луй, впер­вые за по­след­ние 25 лет те­ма ис­поль­зо­ва­ния авиа­ции в аг­ро­про­из­вод­стве бы­ла под­ня­та для об­суж­де­ния на фе­де­раль­ном уровне, со­бра­ла для дис­кус­сии ши­ро­кий круг хо­зяй­ствен­ни­ков, по­ли­ти­ков и пред­ста­ви­те­лей го­судар­ствен­ных ор­га­нов управ­ле­ния раз­но­го уров­ня. В хо­де ра­бо­ты кон­фе­рен­ции был со­став­лен план ме­ро­при­я­тий — «до­рож­ная кар­та», ко­то­рую необ­хо­ди­мо ре­а­ли­зо­вать для то­го, чтобы в небе Рос­сии в бли­жай­шем бу­ду­щем по­яви­лись сот­ни но­вых са­мо­ле­тов сель­ско­хо­зяй­ствен­ной авиа­ции с ква­ли­фи­ци­ро­ван­ны­ми пи­ло­та­ми, ра­бо­та­ю­щи­ми на бла­го рос­сий­ско­го аг­ро­про­мыш­лен­но­го ком­плек­са.
Рос­сия по­след­ние го­ды ак­тив­но вос­ста­нав­ли­ва­ет свои по­зи­ции в ми­ро­вом сель­ском хо­зяй­стве. В част­но­сти, по экс­пор­ту зер­на на­ша стра­на вы­шла в чис­ло ми­ро­вых ли­де­ров. Для даль­ней­ше­го дви­же­ния впе­ред тре­бу­ет­ся тех­но­ло­ги­че­ский ры­вок, ко­то­рый поз­во­лит эф­фек­тив­но ра­бо­тать на боль­ших па­хот­ных пло­ща­дях. Этим обу­слов­ле­на жиз­нен­ная необ­хо­ди­мость воз­рож­де­ния и раз­ви­тия «кры­льев для АПК».

Ана­ли­ти­ки Ас­со­ци­а­ции Участ­ни­ков За­ку­пок (АУЗ) по­сле изу­че­ния от­че­тов мар­ке­тин­го­во­го агент­ства MegaResearch при­хо­дят к вы­во­ду, что в на­шей стране от­сут­ству­ет пол­но­цен­ная офи­ци­аль­ная ста­ти­сти­ка об объ­е­мах об­ра­бот­ки сель­хоз­уго­дий с воз­ду­ха. Авиа­ция фак­ти­че­ски «ушла в тень», су­ще­ствуя на неза­кон­ных или «по­лу­за­кон­ных» ос­но­ва­ни­ях. Сот­ни воз­душ­ных су­дов ра­бо­та­ют в по­лях без раз­ре­ши­тель­ных до­ку­мен­тов, да­же не ре­ги­стри­руя свои вы­ле­ты.

Тем не ме­нее, со­глас­но име­ю­щим­ся дан­ным, за по­след­ние 25 лет объ­е­мы об­ра­бот­ки по­лей с воз­ду­ха со­кра­ти­лись в де­сят­ки раз. При­чи­на — в вы­во­де сель­хоз­а­виа­ции из ин­те­ре­сов го­су­дар­ства. А меж­ду тем по­треб­ность в по­доб­ной авиа­тех­ни­ке вы­со­чай­шая: об­ра­бот­ка сель­хоз­куль­тур с воз­ду­ха поз­во­ля­ет уве­ли­чить уро­жай­ность до 20%. Вре­мя на об­ра­бот­ку хи­ми­ка­та­ми в пе­ри­од на­ше­ствия на­се­ко­мых-вре­ди­те­лей сни­жа­ет­ся до 10 раз. То, что на­зем­ная тех­ни­ка де­ла­ет 10 дней, са­мо­лет вы­пол­ня­ет за один день.

В мас­шта­бе стра­ны спе­ци­а­ли­сты MegaResearch на­счи­та­ли око­ло 110 еди­ниц авиа­тех­ни­ки у круп­ных офи­ци­аль­ных авиа­пред­при­я­тий. Еще 850 мо­жет на­хо­дить­ся у осталь­ных участ­ни­ков рын­ка, вклю­чая неле­галь­ных. АУЗ от­ме­ча­ет, что еди­нич­ные за­куп­ки но­вой тех­ни­ки от­дель­ны­ми аг­рар­ны­ми пред­при­я­ти­я­ми не ре­шат мас­штаб­ных за­дач го­су­дар­ства по ком­плекс­но­му раз­ви­тию сель­хоз­о­т­рас­ли. Для это­го необ­хо­ди­мо со­здать цен­тра­ли­зо­ван­ную струк­ту­ру управ­ле­ния сель­хоз­а­виа­ци­ей, ко­то­рая обес­пе­чит при­ток совре­мен­ной тех­ни­ки по оп­ти­маль­ной для всех цене, ре­шит во­про­сы по со­зда­нию се­ти аэро­дро­мов, про­ве­дет обу­че­ние лет­но­го со­ста­ва.

По­че­му вы­год­нее об­ра­ба­ты­вать уго­дья авиа­ци­ей, а не трак­то­ра­ми? Ко­гда паш­ни нач­нут об­слу­жи­вать дро­ны? Как го­то­вить спе­ци­а­ли­стов-пи­ло­тов для сель­ско­хо­зяй­ствен­ной авиа­ции? Как ска­жет­ся ак­тив­ное ис­поль­зо­ва­ние са­мо­ле­тов в сель­ском хо­зяй­стве на при­род­ной сре­де? Как бо­роть­ся с неле­галь­ной авиа­ци­он­ной хи­ми­че­ской об­ра­бот­кой по­лей? Ка­ким ви­дят на­сто­я­щее и бу­ду­щее рос­сий­ской сель­хоз­а­виа­ции экс­пер­ты и спе­ци­а­ли­сты? Для по­ис­ка от­ве­тов на эти и дру­гие во­про­сы в Рос­сии при под­держ­ке Фон­да со­дей­ствия раз­ви­тию сель­ско­го хо­зяй­ства со­зда­на Ас­со­ци­а­ция сель­ско­хо­зяй­ствен­ной авиа­ции (АСА).
СПРАВКА
Авиационную технику в сельском хозяйстве начали активно использовать еще в первой половине XX века, когда впервые была доказана возможность проведения устойчивого полета на малой высоте (5–10 м). В нашей стране обработки проводятся с помощью самолетов (Ан‑2, Ан‑2М, Ан‑2 СХ), а также вертолетов (Ка‑26, Ми‑2), применение которых для садов и виноградников оказалось более предпочтительным
О ра­бо­чих пла­нах Ас­со­ци­а­ции жур­нал «Аг­рар­ная по­ли­ти­ка» по­про­сил рас­ска­зать пре­зи­ден­та Фон­да Кли­ма Ни­ко­ла­е­ви­ча Га­ли­ул­ли­на:

— Тот факт, что к сель­хоз­а­виа­ции при­вле­че­но вни­ма­ние на го­судар­ствен­ном уровне — уже се­рьез­ное до­сти­же­ние! Од­на из за­дач, ко­то­рая про­пи­са­на в про­грамм­ных до­ку­мен­тах Ас­со­ци­а­ции, — до­бить­ся суб­си­ди­ро­ва­ния го­су­дар­ством за­трат сель­хоз­то­ва­ро­про­из­во­ди­те­лей на при­ме­не­ние авиа­ции в сель­ском хо­зяй­стве. Этот пункт про­грамм­но­го за­яв­ле­ния Ас­со­ци­а­ции го­во­рит, во‑пер­вых, о се­рьез­но­сти ее на­ме­ре­ний, а, во‑вто­рых, ха­рак­те­ри­зу­ет сте­пень го­тов­но­сти аг­ро­ком­плек­са к об­суж­де­нию про­блем воз­рож­де­ния сель­ско­хо­зяй­ствен­ной авиа­ции.

Сре­ди этих про­блем есть су­гу­бо так­ти­че­ские, как, на­при­мер, ре­ви­зия и вос­ста­нов­ле­ние ин­фра­струк­ту­ры — поле­вых аэро­дро­мов, вре­мен­ных взлет­но-по­са­доч­ных пло­ща­док, пунк­тов ме­тео­ро­ло­ги­че­ско­го обес­пе­че­ния и дру­гих эле­мен­тов, необ­хо­ди­мых для вы­пол­не­ния по­ле­тов сель­ско­хо­зяй­ствен­ной авиа­ции.

Дру­гая груп­па про­блем име­ет на­уч­но-ор­га­ни­за­ци­он­ный ха­рак­тер — фор­ми­ро­ва­ние за­ка­зов на про­ве­де­ние на­уч­ных ис­сле­до­ва­ний в об­ла­сти авиа­стро­е­ния и экс­плу­а­та­ции сель­ско­хо­зяй­ствен­ной авиа­ции, раз­ра­бот­ку авиа­хи­ми­че­ско­го обо­ру­до­ва­ния для вне­се­ния аг­ро­хи­ми­ка­тов. И тре­тья про­блем­ная зо­на — за­ко­но­да­тель­ство и под­го­тов­ка кад­ров для сель­хоз­а­виа­ции, ли­цен­зи­ро­ва­ние и ре­гу­ли­ро­ва­ние.

В пе­ри­од вос­ста­нов­ле­ния авиа­хи­ми­че­ско­го сек­то­ра важ­ным ас­пек­том пред­став­ля­ет­ся за­щи­та ин­те­ре­сов ли­цен­зи­ро­ван­ных сель­ско­хо­зяй­ствен­ных авиа­ком­па­ний на го­судар­ствен­ном уровне, ор­га­ни­за­ция вза­и­мо­дей­ствия с ор­га­на­ми за­ко­но­да­тель­ной вла­сти фе­де­раль­но­го и ре­гио­наль­но­го уров­ней, с Мин­сель­хоз­ом Рос­сии, Ро­са­виа­ци­ей.
Оче­вид­но, что тре­бу­ет­ся кро­пот­ли­вая ра­бо­та по со­вер­шен­ство­ва­нию нор­ма­тив­но-пра­во­вой ба­зы, от­лад­ке ме­ха­низ­мов кре­дит­но­го и ли­зин­го­во­го со­про­вож­де­ния, со­зда­нию учеб­ных цен­тров и ре­гу­ли­ро­ва­ние рын­ка услуг и авиа­тех­ни­ки для про­ве­де­ния авиа­ци­он­ных сель­ско­хо­зяй­ствен­ных ра­бот, где на дан­ный мо­мент сти­хий­но при­сут­ству­ет боль­шое ко­ли­че­ство непро­фес­сио­наль­ной авиа­тех­ни­ки.

Мы вы­нуж­де­ны кон­ста­ти­ро­вать, что при­мер­но 200−230 ле­та­тель­ных ап­па­ра­тов ра­бо­та­ют в на­шей стране неле­галь­но. То есть су­ще­ству­ю­щее за­ко­но­да­тель­ство поз­во­ля­ет граж­да­ни­ну по­лу­чить пи­лот­ское сви­де­тель­ство, по­сле это­го ку­пить ле­та­тель­ный ап­па­рат, са­мо­сто­я­тель­но ис­кать под­ря­ды и, до­го­во­рив­шись с фер­ме­ром, опы­лять его по­ля. Есть огром­ные про­ре­хи в за­ко­но­да­тель­стве. Его необ­хо­ди­мо пол­но­стью пе­ре­смат­ри­вать.
МНЕНИЕ
Клим Николаевич Галиуллин,
президент Фонда содействия развитию сельского хозяйства
«Требуется кропотливая работа по совершенствованию нормативно-правовой базы, отладке механизмов кредитного и лизингового сопровождения, созданию учебных центров и регулирование рынка услуг и авиатехники для проведения авиационных сельскохозяйственных работ, где на данный момент стихийно присутствует большое количество непрофессиональной авиатехники»
Осо­бен­но боль­ная те­ма — под­го­тов­ка су­ще­ству­ю­ще­го лёт­но­го со­ста­ва. Ко­гда уй­дёт по­ко­ле­ние пи­ло­тов, ко­то­рых дей­стви­тель­но учи­ли при­ме­не­нию авиа­ции в сель­ском хо­зяй­стве, а это бу­дет, в си­лу воз­рас­та, лет через пять-шесть, Рос­сия рис­ку­ет на зна­чи­тель­ный пе­ри­од по­те­рять огром­ный пласт прак­ти­че­ско­го опы­та, на­коп­лен­но­го пи­ло­та­ми, ко­то­рые де­ся­ти­ле­ти­я­ми ра­бо­та­ли на по­лях. Сей­час эту дис­ци­пли­ну ни­где не пре­по­да­ют, и ко­гда уй­дут про­фес­сио­на­лы, нуж­но бу­дет опять на­чи­нать всё по но­вой.
Сель­хоз­а­виа­ция име­ет до­ста­точ­но ши­ро­кое при­ме­не­ние, на­чи­ная с ран­ней под­корм­ки ози­мых, про­дол­жая аэро­се­вом и борь­бой с вре­ди­те­ля­ми. Осе­нью ве­дут­ся та­кие ви­ды ра­бот, как де­си­ка­ция под­сол­неч­ни­ка и ри­са. Есте­ствен­но, наи­боль­шее раз­ви­тие она по­лу­чи­ла в свое вре­мя в тех ре­ги­о­нах стра­ны, ко­то­рые име­ют зна­чи­тель­ные пло­ща­ди зер­но­вых и дру­гих сель­ско­хо­зяй­ствен­ных куль­тур — Став­ро­по­лье, Крас­но­дар­ский и Ал­тай­ский края, Чер­но­зе­мье и По­вол­жье. Здесь сель­хоз­а­виа­ция со­хра­ни­лась и про­дол­жа­ет об­слу­жи­вать ин­те­ре­сы аг­ра­ри­ев.

В Де­пар­та­мен­те рас­те­ние­вод­ства Мин­сель­хоза РФ при­во­дят та­кие циф­ры: в Рос­сии ле­галь­но ра­бо­та­ет 238 ле­та­тель­ных ап­па­ра­тов, про­из­во­дя­щих авиа­хи­ми­че­ские ра­бо­ты. В США их по­ряд­ка 4000, в Бра­зи­лии — 2000 са­мо­лё­тов, в кро­хот­ной Но­вой Зе­лан­дии столь­ко же, сколь­ко у нас — по­ряд­ка 300 са­мо­лё­тов. То есть, во всем ми­ре сель­ско­хо­зяй­ствен­ный са­мо­лёт рас­смат­ри­ва­ют как мощ­ное сред­ство ин­тен­си­фи­ка­ции аг­рар­но­го про­из­вод­ства. В СССР ра­бо­та­ло по­ряд­ка 3000 са­мо­лё­тов, бы­ла раз­ви­та сеть меж­кол­хоз­ных сель­ско­хо­зяй­ствен­ных аэро­дро­мов. С 1967 го­да эти аэро­дро­мы осна­ща­лись ас­фаль­то­вы­ми по­ло­са­ми для ис­поль­зо­ва­ния в лю­бых по­год­ных усло­ви­ях. Но­вое по­ко­ле­ние фер­ме­ров, ка­жет­ся, во­об­ще не осве­дом­ле­но о вы­го­де при­ме­не­ния авиа­ции в сель­ском хо­зяй­стве. В аг­рар­ных ву­зах весь­ма по­верх­ност­но про­хо­дят эту дис­ци­пли­ну, в неко­то­рых из них ее во­об­ще нет. Бу­ду­щие аг­ро­но­мы не зна­ют о воз­мож­но­стях при­ме­не­ния авиа­ции для про­ве­де­ния хи­ми­че­ских ра­бот на по­лях. Меж­ду тем при­ме­не­ние са­мо­лё­тов поз­во­лит уве­ли­чить уро­жай­ность до 30% за счёт бо­лее эф­фек­тив­но­го ис­поль­зо­ва­ния хи­ми­ка­тов, со­кра­ще­ния сро­ков об­ра­бот­ки, осо­бен­но ко­гда необ­хо­ди­мо при­ме­нить хи­ми­че­ский ре­а­гент в опре­де­лен­ный и за­ча­стую очень ко­рот­кий пе­ри­од ве­ге­та­ции.

Рос­сии для то­го, чтобы уве­рен­нее чув­ство­вать се­бя на меж­ду­на­род­ных рын­ках, необ­хо­ди­мо ин­тен­си­фи­ци­ро­вать сель­ское хо­зяй­ство. Ес­ли вы­стра­и­вать ка­кие-то сов­мест­ные стра­те­гии, то нам необ­хо­ди­мо по­вы­шать эф­фек­тив­ность сель­ско­го хо­зяй­ства, а для это­го важ­но раз­ви­вать сель­ско­хо­зяй­ствен­ную авиа­цию.
МНЕНИЕ
Петр Александрович Чекмарев,
директор департамента растениеводства, механизации, химизации и защиты растений Министерства сельского хозяйства России
«Авиа­ция име­ет нема­лое зна­че­ние в раз­ви­тии сель­ско­го хо­зяй­ства. К при­ме­ру, чем рань­ше мы под­кор­мим ози­мые, тем боль­ше эф­фект, по­то­му что бы­ва­ет так, что на на­зем­ном транс­пор­те на неко­то­рые участ­ки за­ехать невоз­мож­но. Авиа­ция здесь очень эф­фек­тив­на и необ­хо­ди­ма! В пер­спек­ти­ве мы долж­ны за­се­ять 20 мил­ли­о­нов гек­та­ров уго­дий, их нуж­но под­карм­ли­вать. Да­же ес­ли бу­дет хо­тя бы 50 про­цен­тов под­корм­ки — это уже хо­ро­шо. Так­же авиа­ция по­мо­жет в мо­ни­то­рин­ге со­сто­я­ния вод­ных объ­ек­тов и ле­сов»
Сергей Герасимович Митин,
заместитель председателя комитета по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Совета Федерации РФ
«Мы видим, что у сельского хозяйства есть интерес к авиации. Это позволяет значительно повысить урожайность культур в среднем на два-три процента в год. Это миллионы тонн урожая. Мы создадим рабочую группу с представителями Минсельхоза, Минпромторга, Минтранса и приступим к этой работе, начнем прорабатывать все вопросы»
НОВЫЕ РАЗРАБОТКИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ АВИАЦИИ
Сей­час в Рос­сии ис­поль­зу­ют­ся три по­ко­ле­ния ле­та­ю­щих ап­па­ра­тов: тра­ди­ци­он­ные са­мо­ле­ты, сверх­лег­кие ле­та­тель­ные ап­па­ра­ты (ги­ро­пла­ны, дель­то­ле­ты) и бес­пи­лот­ные ле­та­тель­ные ап­па­ра­ты (БПЛА). По­ка по­дав­ля­ю­щая часть ма­лой авиа­ции пред­став­ле­на уста­рев­ши­ми ма­ши­на­ми ти­па АН‑2 (и его мо­ди­фи­ка­ции «Бе­кас» и дру­ги­ми). Как пред­по­ла­га­ют экс­пер­ты, вос­ста­нов­ле­ние и ка­че­ствен­ное об­нов­ле­ние ма­лой авиа­ции Рос­сии бу­дет про­хо­дить за счет ши­ро­ко­го им­пор­то­за­ме­ще­ния. В ее пер­вом по­ко­ле­нии тра­ди­ци­он­ный АН‑2 (с его им­порт­ным дви­га­те­лем) уже за­ме­ня­ет­ся пол­но­стью оте­че­ствен­ным ТВС‑2МС. В Та­ган­ро­ге авиа­кон­струк­то­ры со­зда­ли пол­но­стью оте­че­ствен­ный са­мо­лет «Спектр‑30» (СП‑30) с от­лич­ны­ми лет­ны­ми ха­рак­те­ри­сти­ка­ми.

Преимущества использования воздушных судов сверхлегкой
авиации (СЛА) по выполнению авиахимработ

1
Ис­поль­зо­вать авиа­цию в сель­ском хо­зяй­стве на­мно­го вы­год­нее. Пер­вое — опе­ра­тив­ность. Ан‑2 мо­жет об­ра­бо­тать до 1200 гек­та­ров за один лет­ный день. Вто­рое — ми­ни­ми­за­ция по­терь. Лю­бая ко­лес­ная тех­ни­ка, ко­то­рая при­ме­ня­ет­ся на по­лях, неиз­беж­но да­вит по­се­вы. Спе­ци­а­ли­сты оце­ни­ва­ют по­те­ри до де­ся­ти про­цен­тов. Тре­тье — эко­но­мич­ность. Авиа­ком­па­нии сей­час бе­рут за один гек­тар в сред­нем 200−250 руб­лей. При ис­поль­зо­ва­нии сво­ей ко­лес­ной тех­ни­ки нуж­но пла­тить за топ­ли­во, зар­пла­ту трак­то­ри­стам, на­ло­ги, по­это­му при­ме­не­ние са­мо­ле­тов по ря­ду по­зи­ций эко­но­ми­че­ски це­ле­со­об­раз­нее.
2
Авиа­ци­он­но-хи­ми­че­ские ра­бо­ты с при­ме­не­ни­ем воз­душ­ных су­дов сверх­лег­кой авиа­ции (СЛА) осу­ществ­ля­ют­ся без вы­ле­та за пре­де­лы по­ля, огра­ни­чен­но­го ле­со­по­сад­ка­ми, с про­хо­дом на та­кой вы­со­те, при ко­то­рой хим­рас­твор по­па­да­ет на сор­ные рас­те­ния не толь­ко свер­ху ли­ста, но и сни­зу за счёт мощ­но­го тур­бу­лент­но­го по­то­ка за тол­ка­ю­щим вин­том са­мо­ле­та.
3
Су­ще­ствен­ная эко­но­мия СЗР до­сти­га­ет­ся бо­лее тон­кой ре­гу­ли­ров­кой его рас­хо­да при так на­зы­ва­е­мом уль­тро­ма­ло­объ­ём­ном опрыс­ки­ва­нии (УМО), ко­гда сни­жа­ет­ся до­зи­ров­ка са­мо­го хим­пре­па­ра­та на 20−30% (в ос­нов­ном при ис­поль­зо­ва­нии гер­би­ци­дов).
4
По срав­не­нию с на­зем­ны­ми уста­нов­ка­ми СЛА име­ет боль­шое пре­иму­ще­ство. Су­ще­ствен­ным недо­стат­ком на­зем­ной тех­ни­ки яв­ля­ет­ся невоз­мож­ность ра­бо­ты по вы­со­ким по­се­вам, что ис­клю­ча­ет пол­но­стью де­си­ка­цию и ход по по­лю по­сле до­ждя.
5
Для СЛА не тре­бу­ет­ся спе­ци­аль­ной за­гру­зоч­ной пло­щад­ки и средств за­прав­ки хи­ми­че­ски­ми пре­па­ра­та­ми. Для ма­ши­ны ис­поль­зу­ет­ся об­ще­до­ступ­ный ав­то­мо­биль­ный бен­зин АИ‑95.
6
При оди­на­ко­вой эф­фек­тив­но­сти и се­бе­сто­и­мо­сти с на­зем­ным спо­со­бом об­ра­бот­ки авиа­хим­ра­бо­ты с по­мо­щью СЛА в 10−12 раз про­из­во­ди­тель­нее. Хо­зяй­ство за счет авиа­хим­ра­бот по­лу­ча­ет по­вы­ше­ние уро­жай­но­сти на 15−35% и бо­лее, на­ря­ду с по­вы­ше­ни­ем клас­са зер­на.
По­дроб­нее о но­вин­ках в от­рас­ли оте­че­ствен­но­го са­мо­ле­то­стро­е­ния нам рас­ска­зал Петр Мор­до­вец, за­ме­сти­тель ге­не­раль­но­го ди­рек­то­ра по ин­же­нер­но-авиа­ци­он­ной служ­бе ООО «Авиа­ком­па­ния Центр», г. Са­ма­ра:

— Са­мо­лет СП‑30 мы успеш­но ис­пы­та­ли в Кал­мы­кии и в Вол­го­град­ской об­ла­сти, от­ра­бо­тав на ме­ро­при­я­ти­ях по авиа­хи­ми­че­ской борь­бе с са­ран­чой. От­зы­вы о са­мо­ле­те хо­ро­шие. Он без про­блем са­дит­ся и на стер­ню, и на вспа­хан­ное по­ле. При вет­ре 8–10 м/сек для него до­ста­точ­но взлет­ной ди­стан­ции 10–15 мет­ров. Удоб­но ра­бо­тать на ма­лой вы­со­те в 3–5 мет­ров.
Сер­ти­фи­ци­ро­ван­ное хи­ми­че­ское обо­ру­до­ва­ние ВД1–2000, уста­нов­лен­ное на этом ап­па­ра­те, раз­ра­бо­та­но вол­го­град­ски­ми ин­же­не­ра­ми и про­шло те­сти­ро­ва­ние в Крас­но­дар­ском НИИ ПАНХ (на­уч­но-ис­сле­до­ва­тель­ский ин­сти­тут при­ме­не­ния авиа­ции в на­род­ном хо­зяй­стве). Сде­ла­ны все за­ме­ры, про­ве­ре­ны все ха­рак­те­ри­сти­ки обо­ру­до­ва­ния, ка­че­ство рас­пы­ле­ния, ве­ли­чи­на кап­ли. Это обо­ру­до­ва­ние и лет­ные воз­мож­но­сти поз­во­ля­ют ра­бо­тать с уров­нем 0,5 лит­ра рас­ход­но­го ре­а­ген­та на гек­тар. При мак­си­маль­ной за­прав­ке в 130 лит­ров спе­ци­аль­но­го пре­па­ра­та для уль­тра­ма­ло­объ­ем­но­го опрыс­ки­ва­ния (УМО) са­мо­лет мо­жет об­ра­бо­тать за вы­лет 250 га. На се­го­дняш­ний день дру­гих са­мо­ле­тов, по­доб­ных это­му, по­ка нет.
Ком­па­ния ис­поль­зу­ет еще 10 дель­та­ле­тов, но пла­ни­ру­ет по­сте­пен­но пе­рей­ти на са­мо­ле­ты. Это бо­лее вы­год­но эко­но­ми­че­ски: не тре­бу­ет­ся до­пол­ни­тель­ных рас­хо­дов на пе­ре­ба­зи­ро­ва­ние — са­мо­лет сам пе­ре­ле­та­ет, а про­стое в на­строй­ке хи­мо­бо­ру­до­ва­ние поз­во­ля­ет из­бе­жать рас­хо­дов на со­дер­жа­ние спе­ци­аль­ных под­раз­де­ле­ний, обес­пе­чи­ва­ю­щих его тех­ни­че­ское об­слу­жи­ва­ние.

В 2017 го­ду авиа­ком­па­ния в об­щей слож­но­сти об­ра­бо­та­ла с по­мо­щью авиа­ции боль­ше 160 ты­сяч гек­та­ров. У фер­ме­ров очень хо­ро­шие от­зы­вы, они ждут на­ши са­мо­ле­ты, ви­дят вы­го­ду от со­труд­ни­че­ства. В сверх­ма­лой авиа­ции кон­струк­то­ры РФ вы­пу­сти­ли це­лую ли­ней­ку оте­че­ствен­ных ги­ро­пла­нов и дель­то­ле­тов. В 2017 го­ду в рам­ках авиа­са­ло­на МАКС впер­вые в воз­дух под­нял­ся сель­ско­хо­зяй­ствен­ный са­мо­лет Т-500, сво­е­го ро­да «ле­та­ю­щий трак­тор». В бли­жай­шем бу­ду­щем нач­нет­ся се­рий­ное про­из­вод­ство это­го са­мо­ле­та пред­при­я­ти­ем хол­дин­га «Ро­стех» «РТ-Хим­ком­по­зит». По­сле по­лу­че­ния сер­ти­фи­ка­та ОННП «Тех­но­ло­гия» им. А. Г. Ро­ма­ши­на (вхо­дит в хол­динг «РТ-Хим­ком­по­зит») и фир­ма «МВЕН» (они сов­мест­но ре­а­ли­зу­ют про­ект Т‑500) при­сту­пят к се­рий­но­му вы­пус­ку са­мо­ле­та. Про­ве­ден­ное мар­ке­тин­го­вое ис­сле­до­ва­ние под­твер­жда­ет вы­со­кий спрос на этот тип воз­душ­но­го суд­на не толь­ко в Рос­сии, но и за ру­бе­жом. По­сле про­хож­де­ния сер­ти­фи­ка­ции пла­ни­ру­ет­ся на­ла­дить се­рий­ное про­из­вод­ство Т‑500 и в пер­спек­ти­ве вый­ти на объ­ем в 60 воз­душ­ных су­дов в год.
Владимир Журавлев
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ >>