— Кто сегодня «законодатель мод» в производстве агромашин? И как далеко от лидеров отечественные производители?
— Уже много лет американские и немецкие компании — в авангарде. Это связано с тем, что, с одной стороны, у них на родине созданы более благоприятные, чем у нас, условия для развития бизнеса — налоговая система выстроена более удобно, дешевые кредитные ресурсы, более располагающий инвестиционный климат. С другой стороны, глобальные компании стремятся повысить уровень своего продукта, увеличить маржинальность. В конечном счете, вкладывая в производство, они зарабатывают больше на реализации своих машин. Таким образом, пальма первенства по-прежнему у европейских и американских компаний.
Наши отечественные производители, хоть и не обладают такой финансовой мощью, как американские и немецкие коллеги, но при этом имеют нечто более ценное — это пытливый ум, практичность. Они не отрываются от земли в своих инновационных поисках, не стремятся к недостижимому на данном этапе, не мечтают о том, что «комбайн полетит». Они решают насущные задачи. И это полезно, по крайней мере в краткосрочной перспективе. Место наших производителей все ближе к лидерам. Наши компании участвуют в международных инновационных конкурсах, получают награды. В России они уже успешно конкурируют с западными производителями.
Кстати, как раз за счет отсутствия такой финансовой мощи, как у западных коллег (хотя я не говорю, что это хорошо, что не стоит стремиться к этой мощи!), наши разработки даже интереснее, потому что они дешевле, проще, надежнее, а приводят к тому же самому результату, что и более дорогие зарубежные аналоги.
Если говорить о компаниях из Азии, Африки, Южной Америки, там, конечно, меньший инновационный потенциал. Для Китая, Юго-Восточной Азии более насущная проблема — просто механизировать сельский труд. Тогда как у нас степень механизации достаточно высокая, и мы уже думаем об автоматизации.
При этом есть японские коллеги, которые тоже вкладываются во внедрение интеллектуальных систем, но они не так широко представлены на нашем рынке. И чаще всего сельское хозяйство — не главная точка приложения их сил. Например, японская корпорация TOPKON занимается и строительством, и медициной, и в том числе сельским хозяйством…