— Какой БПЛА используется для работы «Ассист-Агро»?
— Мы используем беспилотник DJI Mavic 2 Pro, эта модель достаточно часто встречается в российских хозяйствах. Кроме того, совместно с партнерами мы разрабатываем собственный БПЛА, и в скором времени сможем предложить рынку независимое от импорта решение для осмотра полей.
— Может ли «АссистАгро» определять наличие заболеваний в посевах сельхозкультур?
— Сейчас мы находимся на стадии разработки функционала для определения заболеваний, и в этой работе используем модели предиктивной аналитики. Любая болезнь — это комплекс трех факторов: наличие патогена, хозяина и погодных условий, которые благоприятствуют заражению. Сегодня уже существует ряд предиктивных моделей, которые базируются на оценке подобной информации и могут определить, когда погодные условия складываются идеально для развития того или иного заболевания. Таким образом, наша система подскажет, когда нужно провести осмотр посевов.
— Обследовать поля на наличие заболевание будет так же дрон?
— Нет, для решения этой задачи мы решили задействовать смартфон. Агроном фотографирует лист, а нейросеть определяет наличие или отсутствие заболевания. Например, сейчас мы тестирует такой функционал для определения церкоспороза в посевах сахарной свеклы. В ближайшее время планируем дополнить также возможностью определения степени поражения церкоспорозом — эта информация важна при планировании фунгицидных обработок.
— Разрешающая способность дрона не позволяет точно увидеть наличие признаков поражения заболеваниями?
— Нет, здесь дело в том, что часто признаки заболеваний видны не на поверхности растения, а, например, под листом, и дрон просто не сможет их зафиксировать. Человек при осмотре посевов увидит некротические изменения, сфотографирует на смартфон, а наша система подскажет, какова степень поражения и когда стоит обрабатывать поле. То же самое касается и определения вредителей в посевах. Для дрона они слишком маленькие, более того, зачастую требуется механическое взаимодействие с растением, так как насекомые, например, трипс, могут находиться внутри колоса. Тем не менее мы ведем работу и в этом направлении, испытываем различные методики, но пока не нашли идеального решения.
— Из чего складывается экономика применения «АссистАгро» в хозяйстве?
— В первую очередь благодаря сокращению расхода гербицидов за счет оптимизации времени их применения и отказа от некоторых селективных гербицидов. Например, отказ от обработки противозлаковым препаратом обеспечит снижение затрат более 1000 рублей на гектар. Это влечет за собой и вторую составляющую экономической эффективности — повышение урожайности за счет снижения фитотоксичности.
Кроме того, стоит упомянуть, что «АссистАгро» помогает определять потенциал конкретного поля. Система подсчитывает густоту посева для пропашных культур, таких как сахарная свекла, кукуруза, подсолнечник, соя, а эта информация позволяет делать прогноз урожайности, что может повлиять на выбор СЗР. То есть, если мы видим, что поле не даст большого возврата вложений, можно выбрать более дешевые препараты и сэкономить за счет этого.
— Каковы дальнейшие планы по развитию системы, совершенствованию ее функционала? Есть ли идеи по интеграции с другими популярными сегодня цифровыми сервисами для растениеводства?
— Безусловно, мы планируем интегрировать «АссистАгро» с FMS‑системами, чтобы наладить обмен данными. В плане развития функционала могу сказать, что перед нами стоит задача по созданию экосистемы интеллектуальных продуктов, которые будут помогать принимать решения в растениеводстве. Например, нас интересует направление оптимизации посевных площадей. Нетривиальная задача — разработать систему, которая на основании текущих целей бизнеса и рыночной конъюнктуры могла бы предложить оптимальное распределение культур по полям. Это будет особенно актуально для агрохолдингов с большим земельным банком.
Если говорить в целом о нашей миссии, то мы намерены создать цифрового ассистента агронома с искусственным интеллектом, который в значительной степени облегчит труд человека в сельском хозяйстве.