Дата публикации: 20 апреля 2020
Беспилотный комбайн: первые полевые испытания
в СПК «Межениновский»

ИСПЫТАНИЯ: В прошлом году на полях СПК «Межениновский» (Томская область) прошла апробация новой системы автоматического вождения Cognitive Agro Pilot на комбайне ACROS 585. Эта система, обладающая искусственным интеллектом и компьютерным зрением, в будущем сможет обеспечить полностью автономную работу техники.

Опыт предприятия:
– Какую экономию ГСМ показал комбайн с системой Agro Pilot по результатам испытаний? Выводы Виктора Карбышева, директора хозяйства.
– Сколько стоит оборудовать комбайн новой системой и что для этого потребуется.
РЕШАЕМАЯ задача
В полях система действует по объективной ситуации по принципу «вижу-делаю» без GPS-сигнала. Переход на полностью автономную работу станет возможен в следующих версиях
Будущее АПК
Agro Pilot от российской компании Cognitive Technologies, сохранив весь функционал имеющихся на рынке систем управления и автовождения, может действовать исходя из объективной ситуации, складывающейся на поле. Техника, оснащенная этой системой, может работать в условиях мелкоконтурных полей и сложного рельефа, а также в местности с неустойчивым GPS-сигналом. О результатах испытаний и перспективах использования системы Agro Pilot нашему журналу рассказали директор СПК «Межениновский» Виктор Карбышев и руководитель подразделения Cognitive Technologies в Томске Андрей Гельцер.
Виктор Иванович Карбышев, директор СПК «Межениновский»
Виктор Иванович Карбышев, директор СПК «Межениновский»

— Виктор Иванович, расскажите, почему СПК «Межениновский» решил принять участие в испытаниях новой системы автовождения Cognitive Agro Pilot?

— Собственники предприятия всегда ищут инновационные пути развития, новые технологии. Когда в Томской области был создан проект внедрения беспилотных технологий в сельское хозяйство, мы к нему подключились, и совместно с областной администрацией занимаемся этим вопросом. Я отработал в сельском хозяйстве 40 лет, и хочу сказать, что на сегодняшний день эта отрасль — уже не черная дыра, хотя есть проблемы высокой стоимости энергоносителей и несправедливой цены на молоко, но мы шагаем вперед и развиваемся. За беспилотной техникой — будущее, поэтому мы с удовольствием приняли участие в программе.

— Как проходили испытания комбайна с автопилотом?

— Испытания проходили как в рабочем режиме, так и был организован демонстрационный показ для общественности, сельскохозяйственных предприятий, журналистов и руководства региона.

Для демонстрационного показа было выбрано поле яровой пшеницы размером 120 га, на котором наш комбайн ACROS 585, оборудованный автопилотом, работал один. Техника убрала порядка 20 га. За ее работой наблюдали представители компании-разработчика, администрации области, руководители сельхозпредприятий.
МЕСТО ИСПЫТАНИЙ
СПК «Межениновский» создан в 2015 году в Томской области на базе обанкротившегося предприятия. Основное направление деятельности —молочное животноводство. Поголовье составляет 1717 голов черно-пестрой голштинизированной породы, из них 737 —дойное стадо с надоями 7771 л на фуражную корову. Предприятие занимается вводом в оборот заброшенных земель. В 2015 году площадь пашни составляла 3000 га, за пять лет удалось увеличить ее до 7000 га. Землю используют в основном для выращивания пшеницы, но в последние три года начали заниматься и масличными культурами —рапсом.
За 5 лет инвестиции в производство составили порядка 500 млн руб. Сейчас на предприятии работает 145 человек (в 2015 г. — 64 чел.). Средняя заработная плата — 30122 руб. (в 2015 г. — 19490 руб.)

— Какие преимущества, на ваш взгляд, дает автопилот по сравнению с традиционным способом уборки?

— Механизатор, который участвовал в этом эксперименте, отметил, что работать стало намного легче: уменьшается напряжение, больше отдыхаешь. Все движения по треку, заход в загонку, срез, объезд препятствий отслеживаются компьютерной техникой, а специалист больше сосредоточен на качественных показателях обработки зерна, обмолоте и т. д. За счет того, что комбайн больше времени находится в рабочем режиме, увеличивается производительность. Снижается риск поломки техники, так как если комбайн встречает препятствие, которое по каким-то причинам не заметил механизатор, система автовождения его остановит.

— Влияет ли система Agro Pilot на производительность?

— Разница в производительности есть. Если оценивать по реально отработанным 20 га, то я бы сказал, что производительность увеличилась на 12%. Более точные показатели можно будет получить по длительному периоду работы машины.

— Виктор Иванович, собираетесь ли вы применять эту технику в дальнейшем?

— Система еще требует доработки, в том плане, что в будущем автопилот должен заменить механизатора. Но главное, что такая система уже есть, она работает, и мы опробовали ее на своих полях, а они у нас со сложным рельефом и контурами.

На 2020 год у нас пролонгированы договоры с компанией Cognitive Technologies, и мы будем продолжать работу в этом направлении и оттачивать технологию.
— Насколько экономически оправданно применение автопилота?

— Пока мы заключили договор на оборудование двух комбайнов этой техникой, один из которых уже реально работал. Под ключ установка этого оборудования стоит порядка 600 тыс. рублей.

Я думаю, что 2020-й год, когда мы запустим эти комбайны на всю уборку, покажет точно, насколько оправданно применение этой техники. Но даже сейчас этот минимальный опыт позволяет говорить, что система автопилотирования — большой помощник для комбайнера, в том числе для повышения производительности. Кроме того, мы уже сделали расчеты, на основании которых увидели экономию ГСМ порядка 8%.
КАК ЭТО РАБОТАЕТ
Cognitive Agro Pilot представляет собой систему автоматического вождения на базе искусственного интеллекта и компьютерного зрения, предназначенную для установки на сельскохозяйственную технику. В основе Cognitive Agro Pilot лежит технология глубокого обучения нейронных сетей. Автоматизированный комплекс состоит из системы искусственного интеллекта, цветной видеокамеры, дисплея и вычислителя с дополнительными блоками сопряжения с бортовыми системами комбайна. В отличие от зарубежных аналогов российская разработка не использует системы спутниковой навигации, лазерные сканеры для движения вдоль кромки поля или стереокамеры для работы по валку. Набор сенсоров составляет всего лишь одну видеокамеру.
Сергей Меняйло, полномочный представитель Президента РФ в Сибирском федеральном округе; Сергей Жвачкин, губернатор Томской области; Ольга Ускова, президент Cognitive Technologies
Андрей Гельцер, руководитель подразделения Cognitive Technologies в Томске
Андрей Гельцер, руководитель подразделения Cognitive Technologies в Томске

— Андрей, как вы оцениваете результат работы Cognitive Agro Pilot в реальных условиях работы на полях?

— Перед нами и хозяйствами ставилось несколько задач: необходимо было понять, насколько возможно внедрение комплекса точного земледелия, включая нашу технологию, в тот парк техники, который имеется сейчас на предприятиях; каковы будут результаты взаимодействия механизатора с этим комплексом; как поведет себя оборудование в условиях мелкоконтурных полей и сложного рельефа, которые преобладают в нашем регионе.

Кроме этого, требовалась апробация инженерного дооснащения комбайна. В хозяйствах томского региона самая распространенная модель комбайна — ACROS 585, поэтому именно он был выбран в качестве испытуемой машины. Но в базовой комплектации этот комбайн не подготовлен для систем дистанционного управления, там нет датчиков угла поворота колес, невозможно управлять рулением и операциями по изменению скорости. Поэтому перед нами встала задача — разработать комплект дооснащения техники. При этом хозяйства хотели, чтобы этот комплект позволял в случае возникновения вопросов или нештатных ситуаций переключаться в ручной режим работы. Мы учли эти требования, и создали такой комплект узлов для управления комбайном, который и был установлен на технику. При работе на поле комплекс управления показал себя надежно, не было проблем или неправильных конструкторских решений, гидравлическая и электрическая системы комбайна работали корректно. Поэтому в СПК «Межениновский» проходила одновременно апробация этого инженерно-технического решения и системы точного земледелия. Мы получили положительные результаты по обеим позициям.
— На какой технике можно использовать Cognitive Agro Pilot без дополнительного комплекса управления?

— На технике, которая уже имеет электронную систему управления Drive-by-Wire, это средний класс машин и выше. Но в томском регионе таких машин не так много, как ACROS. Такая ситуация типична для России, поэтому мы реализовали дооснащение.

— Чем отличается ваша система автовождения от традиционных систем точного земледелия?

— В работе традиционных систем точного земледелия, которые основаны на использовании навигаторов и планировщиков, имеются определенные трудности. Во-первых, требуется вносить корректировки в программу планировщика, например, при изменении кромки поля или наличии пробных выкосов на поле, а это довольно трудоемкие операции, требующие хорошей подготовки пользователя системы. С нашей системой вносить корректировки в этих случаях не нужно, она будет действовать по объективным обстоятельствам.
Во-вторых, в России существует проблема с качеством приема спутниковых сигналов на полях, которая решается только дорогими подписками (до 1000 долларов на одну машину). Наша система автовождения способна работать в хозяйствах с лимитированной инфраструктурой и ограниченными ресурсами в части информационных систем.

В перспективе только наша технология позволяет сделать следующим шагом развития управление техникой без механизатора. Потому что в автономном режиме может работать только та техника, которая видит, что находится перед ней, может обходить препятствия, защищена от проблем с точностью GPS-сигнала. Наша система позволяет в перспективе реализовать работу звеньев, например, когда два механизатора смогут управлять целым звеном техники. Один из них может находится на одной из машин звена, а другой — осуществлять чисто сервисные функции. Это еще один способ повышения эффективности за счет увеличения производительности труда. Кроме того, таким образом может решаться проблема нехватки кадров и при этом создаваться более квалифицированные рабочие места. Не нужно будет в период уборки нанимать дополнительно механизаторов, а потом их увольнять. На сегодняшний день хорошо себя зарекомендовала роботизация ферм, растениеводство имеет все предпосылки двигаться в этом же направлении.
Идут испытания. Работает автопилот
— Вы сказали, что для работы вашей системы не нужен качественный GPS-сигнала, значит, она может работать без него?

— Мы используем данные навигации, но в косвенном порядке, где нам не важна высокая точность. Нашей системе навигация нужна только для того, чтобы определить, например, на каком поле мы работаем, или для записи данных о пройденном техникой расстоянии. Для этих задач годится обычный встроенный приемник GPS-сигнала, который ориентировочно покажет, в каком районе мы находимся.

— Как ваша система работает ночью и в условиях плохой видимости?

— Ночью в свете фар наша система позволяет проводить все те же операции, что и при дневном свете. Если видимость достаточна для человеческого зрения, то система тоже будет работать в штатном режиме, видеть препятствия. Конечно, в условиях пылевой бури техника автономно работать не сможет, как и человек, а если камера по каким-то причинам окажется загрязнена, ее придется очистить.

— Как происходит управление автопилотом, насколько это сложно для механизатора?

— Мы провели обучение механизаторов комбайнов, оснащенных нашей системой, которая выстроена простым образом. Когда комбайн выходит в поле и видит кромку/валок или рядок, то на планшете у механизатора условно загорается лампочка «Я готов, захват произведен, я вижу». Если механизатор хочет передать управление в автоматический режим, то нажимает кнопку включения автопилота, и комбайн убирает культуру.

В таком режиме и проходила апробация нашей системы в СПК «Межениновский». Мы организовали демонстрацию работы этой техники, на которую пригласили руководителей хозяйств, представителей администрации края, журналистов. Широкий круг зрителей мог убедиться, что штатная техника движется с системой автовождения без ручного управления в условиях реального хозяйства.
Cognitive Agro Pilot уверенно работает в любое время суток
— Требует ли система доработки для работы в хозяйстве в производственном режиме?

— Мы совершенствуем нашу систему и вводим дополнительные функции. Комбайны подключены к сети, и наши специалисты всегда могут выполнить обновление прошивки. В этом году комбайны были готовы только к уборке зерновых (рожь, пшеница), теперь нам нужно расширить перечень культур, добавить те, что находятся в обороте у хозяйства — овес, горох, бобовые, рапс. Кроме этого, мы получили рекомендации механизаторов по поводу пользовательского интерфейса, которые будем учитывать. Также мы планируем внедрить часть функций, которые связаны с планированием объезда препятствий, характерных для этого хозяйства, где сейчас много новых полей после раскорчевки, имеются значительные неровности. Эти особенности выявляются только на практике, и мы договорились их доработать.

— Как система учится убирать новую культуру?

— Для того чтобы система нормально работала на новой культуре, которой у нее еще нет в базе, необходимо, чтобы она сначала убрала ее в поле под руководством человека, что занимает один-два дня. Система видит новую культуру, обучается — происходит настройка нейронных сетей, и начинает отличать ее от других, то есть различает типы объектов. Она может различать траву и, например, пшеницу, это называется сегментацией полезных культур. То есть система знает, что пшеницу нужно убирать, а траву нет.
Так нейронная сеть «видит» полевую сцену
— Какова стоимость вашего автопилота?

— Стоимость оборудования в томских хозяйствах составила 1 200 000 руб. за два комплекса, при этом часть средств сельхозпредприятиям компенсировалась из регионального бюджета. Для хозяйств это достаточно выгодное вложение средств.

— За счет чего будет окупаться оборудование?

— С помощью этих технологий можно снизить трудоемкость процессов управления комбайном во время уборки и поднять производительность труда. По оценкам экспертов, решение должно окупиться уже в первые год-два работы. Кроме того, сейчас системы точного земледелия вводятся уже в массовом порядке, а наша технология имеет те же функции, но для ее работы не требуются дорогие подписки на спутниковые сервисы, инфраструктуру и т. д. Она работает исходя из объективной ситуации, которая складывается на поле, а также реализует функции безопасности путем остановки перед препятствием, у других систем навигации такая функция отсутствует. Наша система имеет преимущества перед аналогичными в одинаковом ценовом сегменте. Еще один важный момент — блоки являются переносимыми, и если в небольшом хозяйстве возникнет необходимость, то можно будет снять систему с одной машины и переставить на другую.
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ЭФФЕКТ
Механизатор, участвовавший в испытаниях беспилотного комбайна, отметил следующий эффект:
– уменьшается напряжение во время работы;
– все движения отслеживаются техникой, специалист сосредоточен на качественных показателях зерна;
– увеличение производительности;
– снижение риска поломок.
— Когда Agro Pilot получит массовое распространение на российском рынке?

— В 2019 году мы работали с ограниченным числом хозяйств, но сейчас у нас есть уже достаточно крупная партия систем автовождения, которая находится на стадии подготовки к серийному производству. В ближайшие полгода мы планируем выпустить несколько сотен единиц системы Agro Pilot.

— У вас уже есть контракты на установку такого оборудования, а смогут ли новые хозяйства включиться в эту программу?

— Это зависит от нескольких факторов, например, удаленности хозяйств или наличия инфраструктуры. У нас должна быть возможность приехать и установить оборудование, если в хозяйстве для этого нет своих специалистов, организовать обучение.

— Сейчас ваша система устанавливается только на комбайны, будет ли она в дальнейшем применяться на другой технике?

— В компании есть внутренняя дорожная карта развития и этапность внедрения нашей технологии на разные виды техники, потому что принципиальных ограничений для этого нет. Первым этапом была выбрана уборка зерновых, вторым станет обработка почвы, затем химическая обработка и другие операции. Охватить сразу весь спектр сельхозработ просто невозможно, потому что это требует научных разработок и человеческих ресурсов, но план работы уже определен.
От редакции:
• Материалы об опыте внедрения новинок и инноваций не являются рекламными.
• Мнения представителей сельхозпредприятий отражают реальную картину опыта.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ >>