— Существуют ли какие-либо программы поддержки отрасли? Есть ли планы по ее развитию?
— Государственных программ, связанных с поддержкой этой отрасли, к сожалению, пока нет. Кроме того, за 30 лет, пока агроавиация была вне поля зрения государства, накопились проблемы, которые связаны с нелегалами, отсутствием инфраструктуры и новой техники, несовершенством законодательства и т. д.
Сейчас Федеральное агентство воздушного транспорта совместно с нами прорабатывает меры по развитию отрасли. У нас есть четкий комплексный план развития отрасли АХР, который — шаг за шагом — мы реализуем. Мы уверены: отрасль будет развиваться, потому что она нужна.
— Судя по вашему описанию, техпарк сельхозавиации устарел. Есть ли планы по его обновлению?
— В 2018 г. в России самолет Т‑500 получил сертификат типа «специализированный для авиахимработ». Он выполнен из композитных материалов — легкий, но его существенный недостаток в том, что этот самолет для узкого сегмента работ, так называемого ультрамалообъемного опыления. Самолет небольшой, бак его вмещает 500 литров и он не может работать со стандартными нормами расхода 50, 100 и 150 л на гектар.
Но надо сказать, что в России создается лицензионное производство нового отечественного самолета, который называется Га‑1400 «Гектар». Это высокоэффективный самолет с объемом бака в 1344 л. Сейчас мы консультируем производителя по увеличению емкости бака до 1500 л. И в течение 5–6 месяцев он уже будет доступен для аграриев. Это будет достойная замена самолета Ан‑2.
— Какие работы сельхозавиация выполняет сегодня?
— Я все время говорю, что агросамолет не может только пахать и собирать урожай. Все остальное он может. Мы многое позабыли за последние годы. Даже сегодняшние агрономы, которых выпускают аграрные вузы, понятия не имеют о применении авиации в сельском хозяйстве. Вместе с тем опытные агрономы, директора компаний прекрасно помнят, что грамотное применение сельхозавиации давало прирост урожая — вдумайтесь в эту цифру — до 30%!
Допустим, если у нас один Ан‑2 комплексно за сезон 4–5 раз обрабатывает 7–8 тыс. га, и если взять статистику урожаев пшеницы по России, то от одного Ан‑2 прирост урожая составит до 4,5 тыс. т. Это целый сухогруз зерна. Причем класс зерна получится выше за счет повышения эффективности обработки.
Агроавиация, безусловно, необходима. Ни одно рисовое зернышко в стране не производится без ее использования. У нас нет наземной техники, которая может работать с рисовыми чеками в той сильно увлажненной почве, которая необходима для выращивания риса. Переоценить возможности сельхозавиации и в борьбе с вредителями невозможно. Никакая наземная техника не даст такой оперативности, которую обеспечит самолет. Агросамолет в кратчайшие сроки ликвидирует очаг заражения. Это важно, ведь луговой мотылек, к примеру, может уничтожить поле за сутки.
Есть еще одна крайне важная сфера, где самолет незаменим — ранняя подкормка озимых, когда только сошел снег. Это можно сделать только агросамолетом с большими нормами расхода с применением сыпучих веществ и соответствующей аппаратуры. И для десикации нет альтернативы применению агроавиации.