Дата публикации: 11 июня 2020
Опыт АО «Восток Зернопродукт»:
обработка посевов с помощью сельхозавиации

Практика внедрения: На поля АО «Восток Зернопродукт» (Республика Татарстан) вносят удобрения с помощью самолетов. В хозяйстве отмечают, что видят в этой технологии большие перспективы. В частности, увеличивается скорость работ и сохраняется дополнительно 6–8% урожая. Агроном Айдар Шайдуллин рассказал о проведении обработки.

Опыт и мнение:
– Какую площадь ежегодно обрабатывают с помощью самолетов в АО «Восток Зернопродукт». Выводы Айдара Шайдуллина об эффективности.
– Скоро в России появится новый самолет ГА-1400. Сможет ли он заменить Ан-2?
МЕСТО внедрения
АО «Восток Зернопродукт» (Республика Татарстан) — подразделение агрохолдинга «Красный Восток» и АО «Красный Восток Агро». Агрохолдинг был создан весной 2003 года, является уникальным сельскохозяйственным производством в Республике Татарстан и России, включающим производство молока на одних из крупнейших в Евразии мегафермах, производство продукции растениеводства на принадлежащих компании 265 000 га земли, производство племенной продукции, производство говядины и элеваторы общей емкостью 450 тыс. тонн.

В настоящее время агрохолдинг «Красный Восток» ведет свою деятельность в восьми районах Республики Татарстан: Алькеевском, Зеленодольском, Алексеевском, Верхнеуслонском, Нурлатском, Спасском, Рыбно-Слободском и Камско-Устьинском; а также в Ульяновской и Тамбовской областях
ПРАКТИКА ВНЕДРЕНИЯ
Айдар Шайдуллин, агроном АО «Восток Зернопродукт», Восточное Алькеево
(не является рекламным отзывом)

— Когда вы начали использовать агроавиацию, в чем видите ее преимущества перед наземной обработкой озимой пшеницы?

— У каждого способа подкормки растений есть свои плюсы и минусы. Мы уже более 15 лет сочетаем подкормку с воздуха и опрыскивание наземной техникой, чтобы максимально использовать все преимущества и исключить недостатки.
Если обработка посевов рабочими растворами активных веществ проводится наземным способом, с этой целью применяется спецтехника для опрыскивания растений: разнообразные опрыскиватели, в т. ч. самоходные, и распылители различных конструкций. Существенный недостаток этого способа заключается в большой зависимости от погодных условий, которые в свою очередь влияют на состояние подъездных путей и определяют степень возможности (или невозможности) перемещения сельскохозяйственной техники на поле. Каждый агроном знает, что внесение азотсодержащих удобрений на ранних этапах развития зерновых очень важно для увеличения и улучшения их урожайности. Авиация вносит их по мерзлоталой почве, когда другая техника не может быть задействована. Единственное требование к погоде — чтобы скорость ветра была не выше 7 м/с (чтобы удобрения не сносило ветром).

Кроме того, если необходимо одновременно обработать значительные площади в сжатые сроки, даже в оптимальных климатических условиях наземная техника с этой задачей не справится. Сельхозавиация оказывается более производительной, выполнить необходимые работы можно буквально в 10 раз быстрее. За один день — примерно 500 га. Еще одно преимущество — сохранение порядка 6–8% будущего урожая за счет отсутствия колеи, которая неизбежна при работе наземной техники.
РЕШАЕМАЯ задача
Обработка посевов с помощью самолетов имеет несколько ключевых преимуществ. Во-первых, можно вносить удобрения и химикаты вне зависимости от погодных условий (единственное ограничение скорость ветра). Во-вторых, снижается травмирование сельхозкультур, а значит повышается урожайность. В-третьих, благодаря использованию самолетов можно провести опрыскивание в кратчайшие сроки, быстро подавить развитие болезней и вредителей. Также агроавиация незаменима при ранней подкормке озимых
Самолет Ан-2. Сегодня для обработки полей с воздуха преимущественно используется эта техника
— Какие площади вы обрабатываете таким образом? Сколько времени это занимает?

— Обычно обрабатываем от 4,5 до 5 тыс. га. Работает один борт и 2–3 наземных опрыскивателя AMAZONE. Они работают на участках со сложной конфигурацией, обрабатывают края. Вся обработка занимает не больше недели (учитывая и работу наземной техники). В этом году в начале апреля мы уже завершили работы.

— Есть ли какие-либо сложности при обработке с воздуха?

— Никаких сложностей. Как и во всех сельхозработах, есть определенные правила: необходимо правильно рассчитать расход удобрений и проводить работы на заданной высоте с заданной скоростью (это — задача пилота).
КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА
Клим Галиуллин
Клим Галиуллин, президент Фонда содействия развитию сельского хозяйства, руководитель департамента сельхозавиации, глава авиационного альянса «Аэрохимфлот», рассказал о современном состоянии сельхозавиации и возможностях ее использования в российском АПК.

— Как сегодня выглядит российская сельскохозяйственная авиация как отрасль экономики? Какова практика ее использования в мире?

— Федеральное агентство воздушного транспорта сертифицировало для проведения авиационно-химических работ (АХР) 84 эксплуатанта, в парке которых больше 150 самолетов Ан‑2, устаревших, но все еще достаточно эффективных на авиахимработах. Есть эксплуатант, у которого в парке имеется шесть вертолетов Ми‑2, тоже достаточно эффективных для авиахимработ. Есть некоторое количество сверхлегких воздушных судов, которые применяются для ультрамалообъемного опыления (УМО). Безусловно, потенциал отрасли в полной мере сегодня не используется, так как 30 лет отрасль была заброшена.
Кроме того, на рынке действует масса игроков «под черным флагом», нелегальных эксплуатантов, которые выполняют авиахимработы, не имея сертифицированной техники, привлекая пилотов без соответствующей квалификации. Их достаточно много, можно сказать, что в отрасли нелегально работают порядка 80 самолетов типа Ан‑2, 15–20 вертолетов типа Ми‑2, много сверхлегких воздушных судов, количество которых вообще не поддается подсчетам.

В мире сельхозавиация используется активно и эффективно. Яркие тому примеры: в США на сегодняшний день специализированные сельскохозяйственные самолеты выпускают три завода, Бразилия выпускает свой собственный агросамолет, и даже у крохотной Новой Зеландии есть свой сельскохозяйственный самолет!
— Существуют ли какие-либо программы поддержки отрасли? Есть ли планы по ее развитию?

— Государственных программ, связанных с поддержкой этой отрасли, к сожалению, пока нет. Кроме того, за 30 лет, пока агроавиация была вне поля зрения государства, накопились проблемы, которые связаны с нелегалами, отсутствием инфраструктуры и новой техники, несовершенством законодательства и т. д.

Сейчас Федеральное агентство воздушного транспорта совместно с нами прорабатывает меры по развитию отрасли. У нас есть четкий комплексный план развития отрасли АХР, который — шаг за шагом — мы реализуем. Мы уверены: отрасль будет развиваться, потому что она нужна.

— Судя по вашему описанию, техпарк сельхозавиации устарел. Есть ли планы по его обновлению?

— В 2018 г. в России самолет Т‑500 получил сертификат типа «специализированный для авиахимработ». Он выполнен из композитных материалов — легкий, но его существенный недостаток в том, что этот самолет для узкого сегмента работ, так называемого ультрамалообъемного опыления. Самолет небольшой, бак его вмещает 500 литров и он не может работать со стандартными нормами расхода 50, 100 и 150 л на гектар.

Но надо сказать, что в России создается лицензионное производство нового отечественного самолета, который называется Га‑1400 «Гектар». Это высокоэффективный самолет с объемом бака в 1344 л. Сейчас мы консультируем производителя по увеличению емкости бака до 1500 л. И в течение 5–6 месяцев он уже будет доступен для аграриев. Это будет достойная замена самолета Ан‑2.

— Какие работы сельхозавиация выполняет сегодня?

— Я все время говорю, что агросамолет не может только пахать и собирать урожай. Все остальное он может. Мы многое позабыли за последние годы. Даже сегодняшние агрономы, которых выпускают аграрные вузы, понятия не имеют о применении авиации в сельском хозяйстве. Вместе с тем опытные агрономы, директора компаний прекрасно помнят, что грамотное применение сельхозавиации давало прирост урожая — вдумайтесь в эту цифру — до 30%!
Допустим, если у нас один Ан‑2 комплексно за сезон 4–5 раз обрабатывает 7–8 тыс. га, и если взять статистику урожаев пшеницы по России, то от одного Ан‑2 прирост урожая составит до 4,5 тыс. т. Это целый сухогруз зерна. Причем класс зерна получится выше за счет повышения эффективности обработки.
Агроавиация, безусловно, необходима. Ни одно рисовое зернышко в стране не производится без ее использования. У нас нет наземной техники, которая может работать с рисовыми чеками в той сильно увлажненной почве, которая необходима для выращивания риса. Переоценить возможности сельхозавиации и в борьбе с вредителями невозможно. Никакая наземная техника не даст такой оперативности, которую обеспечит самолет. Агросамолет в кратчайшие сроки ликвидирует очаг заражения. Это важно, ведь луговой мотылек, к примеру, может уничтожить поле за сутки.

Есть еще одна крайне важная сфера, где самолет незаменим — ранняя подкормка озимых, когда только сошел снег. Это можно сделать только агросамолетом с большими нормами расхода с применением сыпучих веществ и соответствующей аппаратуры. И для десикации нет альтернативы применению агроавиации.
Участники и члены жюри 1-го Всероссийского конкурса профессионального мастерства пилотов на авиационно-
химических работах «Золотые крылья‑2019» (Краснодарский край)
— Насколько велик спрос на работу агросамолетов?

— Спрос на авиаобработки, конечно, велик. И это порождает определенные проблемы. Почему образовалось большое количество нелегалов на этом рынке? Именно потому, что спрос есть. Я недавно присутствовал на одном аукционе в Краснодарском крае, где было порядка 30 эксплуатантов, и только один из них был легальным.

Ситуация, конечно, запущена. Но в ходе реализации нашего комплексного плана работа нелегалов станет невозможной. Мы уверены, что в течение 2–3 лет они уйдут с рынка.

Сегодня в среднем один Ан‑2 за сезон обрабатывает примерно до 15 тыс. га, хотя может обрабатывать до 40 тыс. га. Системные ошибки, которые были накоплены, привели к тому, что эффективность сельхозавиации снизилась, и новые молодые специалисты, которые приходят в сельское хозяйство, мало представляют ее возможности.

— Авиаобработка — затратное мероприятие. Скорее всего, это услуга для больших холдингов?

— Да, сельхозавиация эффективна на больших площадях. Но хозяйства, у которых 150–200 гектаров земли, тоже хотят работать с сельхозавиацией. И это проблема, которую мы сейчас тоже решаем. В СССР был орган, регулирующий работу сельхозавиации на всех площадях. Например, на юге страны авиахимработы начинаются в феврале. Далее агросамолеты могут перемещаться севернее и завершить работу в регионах, где весна наступает позже.

Мы совместно с Росавиацией реализуем подобную систему, которая называется «Комплексная автоматизированная система координации авиационно-химических работ «КАСКАД». Она как раз координирует работу эксплуатантов для того, чтобы максимально использовать имеющиеся в стране ресурсы самолетов. В том числе и для обработки земли сразу нескольких даже небольших хозяйств потому, что тогда это будет более эффективно и менее затратно.

Сегодня интернет-ресурс «Комплексной автоматизированной системы координации авиационно-химических работ «КАСКАД» (www.авиахимработы.рф) уже дает возможность проверить контрагента, который предлагает услуги по проведению авиахимработ, на легальность. Кроме того, на ресурсе представлен типовой договор между эксплуатантом и потребителем, который защищает интересы сельхозтоваропроизводителей. Ведь, например, страхование ответственности перед третьими лицами — тоже обязательное условие деятельности авиакомпании.
ПЕРСПЕКТИВНАЯ НОВИНКА
Сейчас в России создается лицензионное производство нового отечественного самолета Га‑1400 «Гектар» с объемом бака в 1344 л, который призван стать заменой устаревшему Ан‑2. Эксперты Фонда содействия развитию сельского хозяйства консультируют производителя по увеличению емкости бака до 1500 л. В течение 5–6 месяцев новинка будет доступна для аграриев
— Каким вы видите будущее агроавиации?

— Насчет будущего агроавиации могу сказать, что стране нужна мощная и профессиональная отрасль. В прошлом году под Краснодаром мы провели 1-й Всероссийский конкурс профессионального мастерства пилотов на авиационно-химических работах «Золотые крылья‑2019». Мероприятие вызвало огромный интерес и показало потенциал развития отрасли и то, что в ней работает достаточно много молодёжи. Более того, когда одного из победителей конкурса, молодого пилота, пригласила на работу крупная авиакомпания, он согласился, но вскоре вернулся, потому что в агроавиации интереснее.

Для решения кадровых проблем отрасли мы по рекомендации Росавиации создаем отраслевой учебный центр для подготовки специалистов для авиационно-химических работ. Я могу сказать, что пилоты сельхозавиации — элита авиации. Совершить 40–50 взлетов и посадок в день, летать на высоте 3–5 метров — надо быть мастером. На подготовку таких пилотов в авиапредприятиях уходят годы. Новая техника, кадры, популяризация сделают свое дело, и у нас будет мощная профессиональная сельхозавиация.

А для достижения этого важно, чтобы миллиарды рублей господдержки, которая оказывается сегодня сельхозпроизводителям, не уходили на оплату работы нелегалов, которые не отвечают ни за качество работы, ни за безопасность полетов. На слуху множество случаев, когда падали самолеты, гибли люди, и ответственность за это никто на себя не брал. Нелегалы устраивают демпинг, и им это не сложно: они не несут должных затрат ни по поддержанию летной годности воздушных судов, ни по подготовке пилотов. Если мы совместно с региональными минсельхозами, правоохранительными органами в борьбе за экономию бюджетных средств поставим заслон так называемым «партизанам», это будет большая победа.

В агроавиации найдется место и малым летательным аппаратам, беспилотникам, которые могут выполнять обработку средствами защиты растений участков со сложной конфигурацией, малых площадей. Отрасль необходимо развивать, это требование времени, а значит, у агроавиации есть большое будущее.
Лариса Никитина
От редакции:
• Материалы об опыте внедрения новинок и инноваций не являются рекламными.
• Мнения представителей сельхозпредприятий отражают реальную картину опыта.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ >>