Дата публикации: 24 сентября 2020
Опыт использования отечественных БПЛА
для агрохимической обработки в
КФХ «Урожайное»

Практика внедрения: КФХ «Урожайное» (Рязанская область) в 2017 году внедрило новый метод обработки посевов СЗР с помощью беспилотников, причем хозяйство использует дроны отечественного производства. Главный агроном Александр Пеньшин отмечает, что особенно эффективна данная технология для обработки кукурузы по вегетации.

Из материала вы узнаете:
– Сколько гектаров земли может обработать дрон за 1 час в КФХ «Урожайное».
– Какие комплектующие используются в дронах отечественного производства, насколько они действительно «российские».
Слева направо: Сергей Терехин, руководитель компании- разработчика дронов; Наталья Пеньшина, руководитель питомника «Ягодное королевство»; Александр Пеньшин, главный агроном КФХ «Урожайное»
Более подробно о том как применяются БПЛА в КФХ «Урожайное» в интервью «Аграрной политике» рассказал главный агроном Александр Пеньшин.

(не является рекламным отзывом)

— Александр Александрович, расскажите, как вы пришли к идее использования беспилотников в практике работы хозяйства? Для каких задач потребовалось внедрение БПЛА?

— Я интересовался беспилотниками давно: читал материалы, смотрел видеоролики, как дроны используются в сельском хозяйстве и за рубежом, и на некоторых российских предприятиях. Искал такие машины на зарубежных сайтах, у китайских производителей. С «китайцами» все бы хорошо: и параметры нас устраивали, и цена, но очень далеко мы находимся от производителя для получения самой техники и сервисного обслуживания. Да и если вопрос возникнет к инженерам, ответа придется ждать долго.

Отечественного производителя коптеров, выпускаемых под брендом «Агрофлай», нам посоветовал коллега Алексей Воложанин (fermer.ru). С его легкой подачи за дроном закрепилось и второе название на наш лад — «Агромуха». Съездили на производство, посмотрели, потом пригласили специалистов компании к себе, провели опыт на небольшом участке. Экспериментировали с внесением пестицидов на кукурузном поле. Сразу скажу, что агродрон здесь — техника незаменимая. Обработка против совки на этой культуре происходит после цветения, когда растения уже достигают высоты 2,5 м. Далеко не все опрыскиватели поднимаются на такую высоту. А вот работать с воздуха можно по вегетирующей культуре.

Забегая вперед, скажу, что умная техника присылает мне на смартфон видео, как она ведет работу. На съемках очень хорошо видно, как СЗР равномерно распределяется по всему растению. «Пробивает» до самой земли.
РЕШАЕМАЯ задача
Использование дронов для обработки полей дает большой эффект при ультрамалообъёмном опрыскивании. Дрон летает точно по маршруту, низко и на небольшой скорости, что недоступно самолетам и вертолетам, благодаря этому практически 95% препарата достигает растения. Также важно, что дрон может провести обработку с высокой скоростью: один гектар обрабатывается в среднем за 6–8 минут. Специалисты компании «Агрофлай Интернэшнл» подсчитали, что производительность дрона в 50 раз выше, чем у человека, обрабатывающего участок с земли с помощью ранцевых опрыскивателей.
— На каких культурах и для выполнения каких работ вы используете БПЛА?

— Как я уже сказал, для опрыскивания культур, десикации гречихи, фасоли. Мы, конечно же, не отказались и от традиционной техники, но агродрон — великолепное к ней дополнение. Он очень хорошо показывает себя при обработке участков сложной конфигурации. Пока опрыскиватель будет маневрировать, пока он выключит подачу СЗР, мы упустим драгоценное время. А дрон очень маневренный, легко разворачивается, у него практически не бывает лишних затрат СЗР. Он качественно и точно обрабатывает клины рядом с лесополосами. Так как его бак вмещает 10 л, мы применяем его и для удобрения баковыми смесями. В среднем за час дрон способен качественно обработать 5–6 га. Производитель говорит о 7–8-ми, но это — при идеальных условиях. В рабочем процессе, как известно, идеальных условий не бывает, а 5–6 га, я считаю, очень достойная производительность.

Моя жена руководит ягодным питомником, который входит в КФХ. Там наш дрон «днюет и ночует», ведь колесной техникой сложно работать. Например, чтобы проехать на плантации малины и не сломать растения, нужно быть более чем виртуозом. А дрон выполняет подкормки жидкими удобрениями в хелатной форме, не создавая опасности для растений.
Место внедрения
Крестьянское фермерское хозяйство «Урожайное» (Рязанская область, Михайловский район) работает с 1991 года. С 1999 года является элитным семеноводческим хозяйством, выращивает семена горчицы, пшеницы, люпина, фацелии, кукурузы, ячменя.
— Какой экономический эффект вы увидели от внедрения технологии обработки с помощью БПЛА?

— Считаю обработку с помощью дронов экономически оправданной. Во-первых, это снижение непроизводительных затрат, связанных с особенностями наземной техники (я говорил об этом). Во-вторых, удобство эксплуатации: на экране смартфона можно увидеть все, что делает дрон, кроме того, он собирает информацию, которую потом агроном может использовать. Еще снижается влияние человеческого фактора. Не только потому, что дрон можно запрограммировать, дать ему определенное задание, и он его точно выполнит, но и еще потому, что с помощью БПЛА один человек может выполнять работу «за троих», поскольку дрон в реальности заменяет работу до 40 операторов с традиционными ранцевыми опрыскивателями.

В этом году мы столкнулись с такой ситуацией: в связи с ограничениями, вызванными эпидемией, мои сезонные рабочие не смогли приехать к нужному времени. Брать «с улицы», обучать, следить за сотрудниками у нас просто не было времени. Агродрон компенсировал нам дефицит рабочей силы. Для работы с опрыскивателем нужно три человека: на трактор, резервуар с водой и работу со шлангами. С дроном работает один специалист. И к тому же, работать с ним интересно!
Преимущества использования БПЛА по мнению Александра Пеньшина
Могут обрабатывать высокие культуры (например, кукурузу) без вреда для растений;
Хорошо показывают себя на обработке полей со сложной конфигурацией;
Высокая производительность;
Можно использовать на специфических культурах, например, ягодных;
Экономия затрат в сравнении с колесной техникой;
Вся информация о ходе выполнения работ доступна в смартфоне.
— Вы проводили мониторинг рынка, изучали предмет, скажите, насколько, с вашей точки зрения, отечественные БПЛА сегодня могут конкурировать с западными? Есть ли у вас пожелания по улучшению техники, усовершенствованию конструкции?

— По качеству вполне могут конкурировать, а уж по цене — тем более. Я вообще склоняюсь к тому, что стоит покупать отечественную технику. Мы приобретали зарубежную технику, например, отличный комбайн, в первый и второй год были очень довольны. Но со временем техника требует все больше внимания, а потом и замены некоторых комплектующих. В этом году было особенно сложно. Если для отечественных машин время поставки запчастей составляло примерно две недели, то за рубежом в связи с карантином никто даже и не пытался обозначить сроки. А во время уборочной и день важен, уже не говоря о сроках в один-два месяца…

Что касается пожеланий, хотелось бы увеличения вместимости до 20 литров. Сейчас этого, я понимаю, добиться не совсем просто. Но технологии идут вперед. Когда дроны только появились, их использование в сельском хозяйстве выглядело фантастикой, а теперь мы уже активно применяем их, идет роботизация, к нам приходит интернет вещей… Так что все, что кажется на первый взгляд невозможным, в конце концов становится реальным.
КОММЕНТАРИЙ производителя
Сергей Терехин, сельскохозяйственные дроны, бренд «Агрофлай Интернэшнл» (Agrofly International).

— Каков процент импортных и отечественных составляющих в ваших агродронах? Что они «умеют»?

— У нас есть несколько моделей агродронов. Есть модель, в которой из импорта только винтомоторная группа по причине отсутствия подобных производств у нас в стране. Есть модели, в которых количество импортных комплектующих больше. Конструкция основных механизмов и программное обеспечение — это собственные разработки. Шести- либо четырехвинтовая машина может нести 10 литров рабочей смеси в баке — и это не просто разовая попытка поднять груз, что в целом несложно, а целенаправленная работа по определённому алгоритму.
Все модели агродронов, выпускаемые компанией, — это полнофункциональные роботы. Они умеют обрабатывать сельхозкультуры любыми водорастворимыми растворами и могут автономно выполнять полётное задание по программе, заложенной в его бортовой компьютер.

— Есть ли какие-либо сложности в работе с агродронами?

— Работа с ними проста: оператор задаёт машине скорость, высоту полёта и ширину полосы для обработки. Затем заливает в бак смесь, нажимает кнопку «Пуск», и машина начинает работу.

— Какие преимущества есть у работы с агродронами, по сравнению с традиционными видами обработки полей и, например, сельхозавиацией?

— Дрон полностью не заменит сельхозавиацию, но является очень функциональным и эффективным дополнением к ней. В отличие от традиционной малой авиации, коптер очень эффективен при ультрамалообъёмном опрыскивании (УМО), так как летает точно по маршруту, низко и на небольшой скорости, что недоступно самолетам и вертолетам, благодаря этому практически 95% препарата достигает растения. Один гектар обрабатывается в среднем за 6–8 минут. Мы подсчитали: производительность дрона в 50 раз выше, чем у человека, обрабатывающего участок с земли с помощью ранцевых опрыскивателей. Нет ни выхлопов, ни повреждения земли колёсами. Воздушный поток, создаваемый пропеллерами дрона, дополнительно «вбивает» распыляемую рабочую жидкость в растения, что недостижимо при использовании малой авиации, а также разбивает капли на более мелкие, тем самым увеличивая площадь обработки. Ещё одно преимущество — экологичность технологии. Химикаты за счёт прицельного распыления меньше разносятся ветром, что важно не только для окружающей среды, но и для людей. Это его неоспоримые преимущества перед малой авиацией.

Также отличительной чертой по сравнению с малой авиацией является безопасность полетов. В случае чрезвычайных происшествий мы рискуем только недорогой техникой, жизнь оператора всегда находится вне опасности, в отличие от пилота самолета/вертолета, проводящего обработку.
— Может ли дрон-робот заменить человека в поле?

— Дрон полностью не заменит людей — оператор всегда должен находиться неподалёку. Однако при этом человек не находится в облаке химикатов, как сотрудник, работающий с опрыскивателем, не сидит в вертолётной кабине. Ведь авиахимработы у нас не регламентированы, случаются и ЧП, гибнут люди. А это — уголовная ответственность для руководителя хозяйства, который такое допустил.

— Каковы ваши планы по расширению сферы применения агродронов в сельском хозяйстве?

— Этим летом наши дроны вылетали на борьбу с «бедой последних лет» — борщевиком. Были сделаны пробные обработки полей Тульской, Ленинградской и Московской областей, сейчас ведутся системные обработки в разных регионах. Также наши беспилотники борются с амброзией на полях Самарской области. У нас накоплены необходимые практические и научные результаты, знаем, как правильно с бороться с ядовитыми растениями, и можем предлагать и эту услугу своим партнёрам и делиться своими знаниями.

Кроме этого, компания уделяет много внимания разработке и развитию дронов, позволяющих активно мониторить сельхозугодия на предмет различных заболеваний растений, развития мышиных колоний, поражения саранчовыми.
Технология позволяет сформировать карту зараженных участков поля и провести выборочную точечную обработку проблемных зон, что выведет результаты работы дронов на принципиально новый уровень автоматизации.
Лариса Никитина
От редакции:
• Материалы об опыте внедрения новинок и инноваций не являются рекламными.
• Мнения представителей сельхозпредприятий отражают реальную картину опыта.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ >>