Дата публикации: 28 июня 2023
Сергей Серебряков, директор «Петербургского тракторного завода»:
«Нужно переходить от принципа конкуренции к кооперации и специализации»

Интервью: В непростом 2022 году с конвейера «Петербургского тракторного завода» сошло 4300 КИРОВЦЕВ, что стало рекордным показателем за последние 30 лет. Взяв курс на независимость от импорта еще много лет назад, завод был полностью готов к масштабным переменам на рынке российского сельхозмашиностроения. Теперь в ближайших планах предприятия — выпуск энергонасыщенного трактора мощностью 600 л. с., создание тракторного беспилотника, расширение цеха по разработке и выпуску трансмиссий и многое другое. С директором «Петербургского тракторного завода» Сергеем Серебряковым журналист «Аграрной политики» побеседовал о текущей ситуации на рынке сельхозтехники, эффективности мер поддержки аграрной отрасли, сотрудничестве и кооперации с другими странами.
— Сергей Александрович, прошедший 2022 год для производителей сельхозтехники оказался непростым. А каким он был для «Петербургского тракторного завода»?

— Для нас 2022-й не был годом, когда приходилось решать огромное количество проблем, связанных с прекращением поставок импортных комплектующих. Тракторостроение России началось с нашего завода. Здесь всегда стремились всё делать самостоятельно, а недостающее заказывать у ближайших соседей. Поэтому и выпускаемая сейчас техника практически полностью собирается из российских и белорусских комплектующих. Исключение — несколько позиций, связанных с гидравликой.

Сергей Серебряков, директор «Петербургского тракторного завода»
Но даже по ним у нас есть альтернатива белорусского и азиатского производства. В 2022 году завод не стоял без дела ни одной секунды. Мы выпускали модели, не требующие недоступных нам запчастей.

— С какими показателями вы завершили 2022 год? Сколько КИРОВЦЕВ сошло с конвейера завода?


— В 2022 году мы произвели 4300 тракторов — это рекорд нынешнего века. В основном это сельхозмашины, но немало и техники промышленно-­строительного назначения.

— Как вы развиваете собственное производство компонентной базы, чтобы снизить зависимость от сторонних поставщиков? Как сегодня налажено производство КПП, кабин?


— Работа ведётся по двум направлениям. Первое — развитие базы, производством которой занимается непосредственно наше предприятие. Например, трансмиссионная группа. Рукава высокого давления, трубы, электрожгуты, металлоконструкции экстерьера и интерьера… Сегодня «Петербургский тракторный завод» реализует большой проект строительства цеха по разработке и выпуску трансмиссий в рамках расширения уже действующего производства. В него будет инвестировано более 10 млрд руб­лей, что в итоге позволит увеличить объёмы нынешней продукции, расширить её модельный ряд и гарантировать высокое качество.

Второе направление — развитие поставщиков, для чего на заводе есть специальный отдел, постоянно взаимодействующий с конструкторской службой и дирекцией по качеству. Помогаем постоянным партнёрам и подбираем новых. Поддерживаем их в организации именно современных мощностей для производства нужного объёма качественных комплектующих. Это комплексная программа — в связке с крупными машиностроителями Беларуси и России в ней также задействованы соответствующие ведомства и правительственные органы наших государств.
ФАКТ
В 2022 году «Петербургский тракторный завод» выпустил 4300 КИРОВЦЕВ. Трактор под номером 4300 отправился на работу на поля АО «Сервис» Мокшанского района Пензенской области
— Испытывает ли сегодня «Петербургский тракторный завод» дефицит станков и промышленного оборудования?

— В данный момент все потребности завода закрываются производителями из РФ и дружественных стран.

— Как сегодня налажено сотрудничество с машиностроительными предприятиями Республики Беларусь в рамках Союза промышленников «Прогресс»?

— Условия присоединения к «Прогрессу» в открытом доступе на сайте организации. Сейчас на рассмотрении Правления Союза находится несколько заявок от белорусских предприятий и научных учреждений машиностроительной отрасли. Важно подчеркнуть, что вне зависимости от формального статуса участника Союза для всех желающих открыт доступ к обмену информацией, как по текущим задачам, так и по перспективам развития. Важнейшая цель Союза промышленников — достижение равнодоступности машиностроительной продукции предприятий Беларуси и России на общем рынке Союзного Государства. Для этого «Прогресс» добивается законодательно уравнять продукцию белорусского сельхозмашиностроения, в которой есть часть компонентной базы из РФ, с той, что изготавливается на территории России. Союз организует и проводит научно-­практические конференции, на которые приглашаются к участию предприятия из Беларуси, что даёт возможность наглядно демонстрировать потенциальные возможности решения вопросов, как нормативно-­административного, так и прикладного кооперационного порядка.

— Вы говорили, что «Петербургский тракторный завод» намерен начать работу над созданием тракторов мощностью до 600 л. с. Когда аграрии увидят новый энергонасыщенный КИРОВЕЦ К‑8?

— Завершены все необходимые обоснования и расчёты, начинаем готовить опытный образец и планируем в течение двух-трёх лет выйти на опытную партию. Основные проблемы по созданию этой линейки в том, что ключевые компоненты, необходимые для подобного трактора — двигатель, трансмиссия и мосты — пока «в металле и в серии» Россия не делает. Есть идеи и даже их воплощения, но серийно под такую мощность и с такими нагрузками они раньше не применялись. Потому в К‑8 заложено много оригинальных и нестандартных конструкторских новшеств. Конечно же, в столь краткие сроки реализовать такой амбициозный проект архисложно. Но мы не сомневаемся, что это очень даже возможно.

— Ожидаете ли вы снижения спроса на агротехнику в связи со сложной рыночной конъюнктурой и падением доходов аграриев?

— Новая техника сельчанам по-прежнему нужна, но покупки в этом году действительно резко сократились. Мы много лет информируем различные ведомства и министерства о прямой зависимости спроса на технику от дохода аграриев. И повторяем: субсидировать покупателя, компенсируя часть стоимости приобретаемого комбайна, трактора или, например, сеялки, не имеет никакого смысла. Главное, что должно делать наше правительство, если мы говорим о реальном развитии сельского хозяйства и сопутствующих отраслей, — это помогать аграриям получать за свои труды достойные и стабильные доходы. Для этого имеются разные инструменты, в том числе налоговые и субсидиарные поддержки. Но, к сожалению, в России комплекса подобных эффективных мер пока так и не создали. Если бы лоббисты занимались этим вопросом, а не эгоистичными прожектами, сегодня в стране действующие механизмы анализа, контроля и поддержки аграриев уже бы работали. И никакого спада спроса на сельхозтехнику не возникло бы.
— На ваш взгляд, влияет ли на снижение спроса на технику уменьшение финансирования программы № 1432?

— Программа № 1432 никогда не определяла объёмы спроса на технику. Это абсолютное заблуждение, которое разбивается в пух и прах несколькими аргументами. Были годы, когда на программу № 1432 выделялись колоссальные финансы и росла величина компенсации за каждую единицу техники. Но её всё равно не покупали! Цена на зерно низкая — в растениеводстве доходы мизерные. А были годы, когда субсидия уменьшалась и даже полностью исчезала, когда исчерпывался в полном объёме её бюджет. А спрос на сельхозтехнику рос, потому что аграрии неплохо зарабатывали своими трудами. Давно пора закрыть такие бесполезные проекты, заняться прямой поддержкой наших фермеров, обеспечивая стабильную доходность их бизнесу. Тогда вместе с программами технологического развития села мы обеспечим надёжность экономического благополучия всей страны.

— На выставке «АГРОСАЛОН 2022» «Петербургский тракторный завод» презентовал КИРОВЕЦ с системой АГРОПИЛОТ. Как развивается проект создания беспилотного трактора?

— Система создана, уже собрана опытная партия — два десятка машин. Сейчас они находятся на испытаниях в полях с разными климатическими и грунтовыми условиями. От клиентов, участвующих в программе, получаем отзывы и предложения. То есть сейчас мы находимся в активной фазе совершенствования и доработки техники. К осени планируем запустить уже предсерийную партию тракторов, оснащенных агропилотом. Помимо шлифовки, доведения до нужной кондиции эксплуатационных характеристик, мы также столкнулись и с рядом сложностей. Прежде всего они связаны с комплектацией гидравлических блоков, которые, как уже сказано, в России не производятся. А вопросы по их качеству и работоспособности возникают.

Что такое агропилот? Это система в базе с дополнительным функционалом точного земледелия, с координацией выполняемых операций по поправкам GPS и платных сигналов. Сейчас опытная партия с элементами этого автопилота собрана и проходит испытания. Отрабатываются искусственно создаваемые ситуации: обнаружение различных препятствий, остановка или обходной маневр, возобновление движения. Выполнен достаточный объём испытаний «в связке», когда механизатор-­оператор управляет ведущим трактором, а за ним движутся ведомые машины с агропилотами. Соответственно, к концу 2023-го — в начале 2024-го годов мы планируем предложить рынку подобную модель тракторного беспилотника. Так или иначе, проблемы решаются, и проект реализуется в соответствии с утвержденным графиком.
— Какие производственные планы и задачи будут в фокусе внимания «Петербургского тракторного завода» в 2023 году?

— Всем машиностроителям — и России, и Беларуси надо развиваться по нескольким направлениям Первое — забота о качестве. Нам есть над чем работать: надёжность машин, удобство эксплуатации, их ресурсы, характеристики — расходы топлива, влияние на почву и др.

Второе — это развитие товаропроводящей сети и сервиса. Цель та же — забота о нашем потребителе. Сервисные центры должны быть технологически развиты, иметь высококвалифицированные кадры, нужный объём запасных частей и умение быстро и качественно выполнять работу по сервисному обслуживанию или реакции на возникающие проблемы потребителя. Для этого товаропроводящая цепочка должна быть сильной в экономическом и организационных планах.

И третье — наше собственное технологическое и кадровое развитие. Нужно увеличивать объёмы технологического интеллекта. И масштаб, и уровень, и грамотность в области технологий. Развивать компонентное производство.

И последнее — нам крайне важно всем вместе оставить в прошлом эгоизм и переходить от принципа конкуренции к принципу кооперации и специализации. К принципу сотрудничества. Взяться за руки и в это тяжёлое время перейти в новое качество. И этическое, и организационное, и экономическое, и технологическое!
Людмила Усольцева
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ >>