Дата публикации: 16 октября 2022
Внедрение цифрового двойника
молочного производства.
Кейс ООО «Бородулинское» (Свердловская область)

Практика внедрения. С 2021 года в ООО «Бородулинское» (Свердловская область) внедрен российский сервис Dairy Production Analytics. Это цифровой двой­ник молочного производства с возможностью прогнозирования работы фермы. Сервис объединяет данные из внутренних систем и внешних источников, статистические и лабораторные данные, экономические показатели, информацию о работе персонала. Александр Смирнов, заместитель директора по информационным технологиям предприятия, рассказал, какие показатели удалось улучшить.
Свердловская область, Сысертский район
Климат умеренно-­континентальный.
Среднегодовое количество осадков составляет 595 мм.

Место внедрения
ООО «Бородулинское» входит в ТОП‑20 сельскохозяйственных предприятий Свердловской области по данным Уралплемцентра. В хозяйстве содержится более 600 голов КРС дойного стада и более 700 голов фуражного. Порода — чёрно-пестрая голштинизированная. Практикуется привязное содержание. Общая площадь сельхозугодий — более 2200 гектаров.

Мнения представителей сельхозпредприятий отражают реальную картину опыта и не являются рекламой.
Александр Юрьевич Смирнов, заместитель директора по информационным технологиям ООО «Бородулинское» (Свердловская область, Сысертский район).

— Александр Юрьевич, когда в ООО «Бородулинское» началось внедрение сервиса Dairy Production Analytics?

— Сервис Dairy Production Analytics был внедрён летом 2021 года. С октября прошлого года, после установки климатических датчиков в корпусах, началась промышленная эксплуатация сервиса.

Александр Смирнов
— Почему решили использовать данный сервис и для каких задач?

— Основной задачей со стороны управляющей компании было повышение прозрачности понимания и контроля бизнес-­процессов на ферме, повышение эффективности молочного животноводства.

— Какие результаты достигнуты? Есть ли экономическая эффективность?

— Главные задачи на данный момент уже выполнены. Данные из всех систем автоматизации поступают практически в режиме реального времени в аналитический сервис Dairy Production Analytics. Мы видим негативную и позитивную динамику изменений в работе фермы, имеем возможность оперативно реагировать на них. С помощью консультантов компании «АЛАН-ИТ» нам удалось провести оптимизацию основных бизнес-­процессов, что позволило на текущий момент увеличить надои более чем на 6 кг молока на дойную корову. Это дало существенный экономический эффект для нашего предприятия.
— Какие именно показатели удалось улучшить?

— На ферме наблюдается положительная динамика практически по всем основным показателям. Увеличилась продолжительность средней лактации (с июля 2021 года — на 0.12 лактаций), существенно сократился средний день лактации по ферме, что позволило выйти на оптимальные показатели на средней лактационной кривой. Сократилась средняя продолжительность сервис-периода более чем на 20%. Также снизилось среднее время по ферме до первого удачного осеменения, как по коровам, так и телкам. Аналогично уменьшилось выбытие животных, особенно на первой и второй лактациях, снизился уровень заболеваний, улучшилась их своевременная диагностика и учёт.

Причем и по структуре кормления у нас наблюдается оптимизация по затратам кормов на 1 кг молока.

— Пользовались ли вы аналогичными сервисами?

— Нет, у нас изначально отсутствовали современные средства автоматизации, кроме программы для племенного учёта. Как раз благодаря рекомендациям сотрудников «АЛАН-ИТ» мы начали внедрение системы управления стадом (DairyComp305), ПО и оборудования для кормления (TMR‑трекер). Сейчас проводим пилотный проект по болюсам. Планируем внедрить ошейники с датчиками, у нас развёрнута сеть LoRaWAN, установлены климатические датчики на ферме и в силосных траншеях.

В целом проводим работу по созданию цифровой фермы, где уже Dairy Production Analytics выполняет функции так называемого цифрового двойника для аналитики и прогнозирования. Планируем внедрение и видеоаналитики на ферме.

— Порекомендуете ли вы этот сервис своим коллегам?

— Однозначно. Более того, в наших планах — создание учебного центра на базе ООО «Бородулинское» для повышения квалификации сотрудников отрасли животноводства Свердловской области и близлежащих регионов.
Комментарий производителя
Александр Елин, генеральный директор ООО «АЛАН-ИТ».

— Александр Сергеевич, когда появился сервис Dairy Production Analytics?

— Этот сервис мы разработали в 2018 году. В октябре 2018 года проведена первая коммерческая эксплуатация. Dairy Production Analytics — это сервис для крупных молочных предприятий от 500 дойных коров и выше, а лучше — от 1–1,5 тыс. дойных коров.

— Что представляет собой этот сервис?

— Dairy Production Analytics подразумевает комплексный подход к управлению молочной фермой, в основе которого лежит изменение бизнес-­процессов для повышения эффективности работы. В состав сервиса входят услуги и программное обеспечение, которое позволяет собирать информацию из действующих на ферме систем автоматизации (управление доильным залом, персоналом, стадом, производительностью, кормораздачей). Система дополняется различными датчиками, которые мы производим сами. Все это позволяет создать модель фермы (то есть цифровой двой­ник фермы) и проводить там исследования экономического характера. Эти исследования направлены на выявление эффективности тех или иных бизнес-процессов на предприятии.

В нашем случае важно не путать автоматизацию процессов и понятие цифровизации. Наш сервис невозможно внедрить без автоматизации. На ферме уже должны быть системы кормоподготовки, кормораздачи, управления стадом и другие. Все это мы собираем воедино, проводим анализ, выявляем сильные и слабые стороны хозяйства, даем рекомендации, как сделать работу предприятия эффективнее.

— Какие возможности предоставляет сервис Dairy Production Analytics?

— Онлайн-­мониторинг производства молока, мониторинг стада (воспроизводство, болезни, выбытие), выявление малопродуктивных коров для выбраковки, прогнозирование производства молока и поголовья, выявление факторов, влияющих на производство молока (температура, рационы, наследственность и др.), построение системы мотивации персонала на основе производственных данных.

— Как все это выглядит? Приведите пример.

— К примеру, мы видим, что есть какие-то проблемы в процессе доения. Наблюдая за этим процессом, выясняем, что между дойками отсутствует синхронизация, что напрямую влияет на надои. Кроме того, данный процесс не совпадает с кормлением, что еще больше усугубляет ситуацию, связанную с продуктивностью животных. Как только положили корм на стол, сразу отправляют коров на дойку. Мы фиксируем эти моменты, а затем наши аналитики и я в том числе дают рекомендации. По образованию я зооинженер и, собственно, архитектор этого сервиса.

— Есть ли аналоги у вашего сервиса?

— В то время, когда он разрабатывался, не было. Сейчас появились аналоги.

— Насколько экономически выгоден Dairy Production Analytics?

— Результаты ощущаются уже через месяц после внедрения сервиса. Мы действуем по закону Парето — правилу, согласно которому 20% усилий дают 80% результата. То есть предприятие не вкладывает большие средства в то, чтобы работа стала эффективнее, а следует нашим рекомендациям — к примеру, в каких-то случаях нужно подкорректировать работу персонала. Затем переходим к следующим задачам. Постепенно процессы управления на ферме становятся идеальными, отлаженными. И любое действие ведет либо к экономии, либо к использованию имеющихся денежных средств самым выгодным способом.

Кроме того, наш сервис позволяет не только снизить расходы, связанные с поддержанием здоровья коров, трудозатратами и воспроизводством, но и решает стратегические задачи бизнеса по расширению производства и открытию новых подразделений.
ВЫВОДЫ ПО ИТОГАМ ВНЕДРЕНИЯ
РЕШАЕМАЯ задача
Сервис Dairy Production Analytics — это цифровой двой­ник молочного производства с возможностью прогнозирования репродукции стада, объемов производства молока и заболеваний животных на 1–2 года и более. Сервис позволяет не только снизить расходы, связанные с поддержанием здоровья коров, трудозатратами и воспроизводством, но и решает стратегические задачи бизнеса по расширению производства и открытию новых подразделений.

Достигнутый экономико-технологический эффект
Благодаря внедрению сервиса Dairy Production Analytics ООО «Бородулинское» удалось оптимизировать основные бизнес-процессы, что позволило увеличить надои более чем на 6 кг молока на дойную корову.
Удалось выйти на оптимальные показатели на средней лактационной кривой и сократить сервис-период на 20%.
Снизилось среднее время по ферме до первого удачного осеменения. Уменьшилось выбытие животных, снизился уровень заболеваний, улучшилась их своевременная диагностика и учёт.
Оптимизация по затратам кормов на 1 кг молока.
Елизавета Черкина